10.01.2008 Кавказский Эмират глазами западного наблюдателя и бывшего советского диссидента
Я получил по электронной почте письмо:
Уважаемый господин Гудава!
В передачах, которые Вы в свое время вели на старой «Свободе», много внимания уделялось Северному Кавказу. Как мне кажется, в последние недели в этом регионе мира произошли перемены, которые определили тенденции политического развития там как минимум на ближайшее десятилетие. В первую очередь я имею в виду провозглашение Докка Умаровым Кавказского Эмирата и последующую полемику на эту тему, развернувшуюся на различных чеченских сайтах. К сожалению, аналитики и те, кто себя к таковым причисляют, проигнорировали это немаловажное событие или отделались ничего не значащими дежурными репликами. Однако, как представляется, заявления Умарова символизируют значительный этап в эволюции северокавказского освободительного движения. В связи с этим рискну предложить Вашему вниманию мои соображения на этот счет, в которых я сделал попытку проанализировать причины, которые привели Абу-Усмана — Докка Умарова к необходимости провозглашения Эмирата и хотя бы примерно представить себе его последствия. Возможно, я несколько пренебрег краткостью, но тема показалась мне слишком важной и практически не затронутой в русскоязычных немусульманских средствах информации. Присоединяю к этому письму html — документ с текстом моих размышлений. Будучи размещенными в моем блоге, они, к удивлению, вызвали некоторый интерес публики, что побудило меня представить их на Ваш суд, так как в Вашем лице я всегда видел человека, проникнутого глубоким уважением к северокавказским и другим народам мусульманского Востока, их языкам, культуре и религии. Надеюсь, что если Вы решите уделить время этим запискам, оно не покажется Вам потраченным впустую.
С уважением и наилучшими пожеланиями,
Сергей Давыдов,
Ингрия, Санкт-Петербург. 04.01.08
СТАТЬЯ СЕРГЕЯ ДАВЫДОВА
C:\Documents and Settings\Owner\Desktop\Emir_i_pustota._S._Davydov.html
Уважаемый г-н Сергей Давыдов,
Я с интересом прочел Вашу статью, поэтому с интересом отвечаю.
Прежде всего, в качестве предисловия, хочу сказать, что в настоящее время я несколько отошел от северокавказской тематики и занят совсем другими делами. То есть, я не могу квалифицированно судить о Вашей глубокой и профессиональной статье. Поэтому я и не буду судить.
Во-вторых, надо сказать, что во всех кавказских вопросах мое положение достаточно сложное. Я сам кавказец (грузин по отцу, русский по матери), моя тетя была аварка (внучка царского генерала Алиханова-Аварского), мой дядя – профессор Того Гудава – был известным лингвистом, специалистом по северокавказским языкам и его статьи еще сейчас можно найти в Британской энциклопедии.
Я люблю Кавказ, люблю горы, люблю обычаи, сам дух этих мест… как же можно ожидать от меня «холодного и объективного анализа»?
Более того, являясь христианином и всей душой любя Христа, я считаю Ислам Новейшим Заветом (третьим после Ветхого и Нового), где каждая буква и каждый знак препинания Боговдохновенны. Я считаю пророка Магомета последним Мессией, тем Утешителем, о Котором пророчил Иисус. Вы можете в этом убедиться, ознакомившись с моей работой «До и после Библии», помещенной на моем сайте www.gudsite.com.
Здесь я только упомяну один единственный аят из Священного Корана: «Для всякого народа Мы строили обряд поклонения, которым они поклоняются. Пусть же они не спорят с тобой из-за этого дела. Призывай к Господу твоему, ведь ты на прямом пути! » (сура 22, 66 (67) . Это ясный призыв Аллаха к отказу от любых религиозных войн: «Пусть они не спорят!».
Я в данный момент не могу судить о тонкостях ситуации, сложившейся в связи с провозглашением Кавказского Эмирата. Позвольте мне лишь высказать точку зрения западного наблюдателя, с учетом всех огрехов такого взгляда.
Борьба чеченского (кавказского) народа за свободу и независимость всегда вызывала во мне естественную симпатию. В этой борьбе был элемент отвержения того морального уродства, что расползлось на территории бывшего СССР. Кстати, не только в России, но и не в меньшей мере в мусульманских республиках Центральной Азии. Цинизм, нигилизм, бандитизм, проституция, наркомания, коррупция, нуворишество… - несть числа грехам, которые расцвели сорняками на том месте, где ранее стоял единый монолит Зла – Советский Союз.
СССР угрожал Западной цивилизации, поэтому против него мировая демократия вела войну на истребление. Отдельные же компоненты зла, цветущие на отдельных компонентах этого разбитого монолита, больше никакой угрозы Западу не представляют. Отсюда парадоксальная и трагическая ситуация: Запад перестал противодействовать злу, в том числе диктатуре, тоталитаризму и прочим «мерзостям запустения».
Но это вовсе не означает, что поменялась нравственная природа человека, что теперь не существует моральных ценностей, в том числе ценностей либеральной демократии – прав человека, свободы личности, неприкосновенности личности и т.д. Когда, как Вы пишите, Докка Умаров провозглашает: «всякий, кто возьмется распространять демократию на Кавказе, будет рассматриваться как «неверный», и что «демократия есть куфр (безбожие, неверие) и порождение куфра», он автоматически делает себя врагом всех тех ценностей, на которых зиждется западная цивилизация. Докка Умаров автоматически ставит знак равенства между собой и Усамой бин Ладеном, другими исламистскими террористами.
Я не уверен, что Докка Умаров в состоянии победить в той войне, которую он фактически провозглашает. А путь «шахида» для всего Северного Кавказа – это чересчур!
Если Запад не понимает и не принимает такого либерального политика и интеллигента как Ахмед Закаев, разве он поймет тезисы очередного Абу-Усмана о каком-то «куфре»? И подозрения скептиков ичкерийского амир аль-му'мини в том, что вся эта затея с «Кавказским Эмиратом» является спецоперацией ФСБ, отнюдь не лишены основания. Под топор кладется не только идея свободы Ичкерии, но и ценности свободы как таковой!
Я знаю о Докка Умарове как о человеке в высшей мере достойном. Это великий страдалец: всю его семью, включая малолетних детей, погубили «восстановители конституционного строя». Не сомневаюсь, что он любит Ичкерию и весь Кавказ. Уверен, что он является истинным мусульманином и желает расцвета Исламу.
Но если человек желает свободы своему народу, как он может отрицать свободу доктринальную и наличную, пусть и не небесную: я имею в виду ценности либеральной демократии? В каком исламском государстве современности и древности он нашел ту свободу действий, которая худо-бедно, но осуществляется в ненавистных демократиях? И разве не эта «пресловутая» демократия защищает людей от трагедий, которая стряслась с семьей Докка Умарова и многих жителей Чечни? Разве не либералы Запада пытаются разоблачить преступления Кремля в Чечне, и разве не либеральная журналистка Анна Политковская, как и живший в Лондоне Саша Литвиненко отдали жизнь за подобные попытки? Неужели ваххабитские короли и султаны Нефтяного Залива сделали то же?
Сравните уровень жизнь Северной и Южной Кореи, Китая и Тайваня, ГДР и ФРГ, Ирана и Турции – и вам станет ясно, кому помогает Господь. Коран весь пронизан призывом к отделению дел Господних от дел человеческих, земных ( т.е. на свободе человека!), и знаменитый акцент Ислама на единобожии (таухид) есть не что иное, как принципиальное невмешательство человека в суд Всевышнего. Вера и очень необременительные обряды («намаз», «закят», т.е. молитва и благотворительность) – вот все, что требует Творец от твари. Однако современные Усамы всеми силами пытаются причислить себя в «сотоварищи» Аллаху!
Сказано в самой первой суре Священного Корана: «Веди нас прямым путем, путем тех, кого ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не на заблудших ». Так кого облагодетельствовал Аллах: Южную или Северную Корею? И разве не заблудился Усама настолько, что его который год найти не могут?
Ведь все эти хитромудрые «исламские модели» мира, являются изнанкой марксизма-ленинизма, утопической пиарщины с целью добиться вполне земных благ. Вполне земной власти. Вполне земной славы. Вполне земных «золотого тельца» и «черного золота». Это ничего общего не имеет со святостью, наоборот, это грех гордыни.
Это с одной стороны.
С другой стороны, жить по-человечески под покрывалом путинизма и его фигового листка в виде кадыровщины – это немыслимо не только для правоверного мусульманина, но и для верующего любой иной конфессии, кроме сатанизма. Борьба (джихад) это естественное состояние любого верующего в Святой Дух, потому, что вокруг материя, дефинитивное зло, хаос. Я на эмоциональном уровне понимаю такое явление как Кавказский Эмират, однако, эмоциями жить нельзя! Не получается! Тем более нельзя жить шахидизмом, смертничеством.
Современный мир требует хитрости, той одиссеевской «хитромудрости», которая единственно способна защитить истину и провести ее между Сциллой и Харибдой. Эта «хитромудрость» и есть талант политика, гений дипломата, способность полководца завоевывать победу, дар вождя выводить свой народ из рабства.
К сожалению, борьба чеченского народа за независимость проиграна де факто. Сопротивление новорусской модели рабства выродилось в террористические («партизанские») акции, среди которых и такие величайшие злодеяния как Беслан. Сегодня лидерам чеченского (кавказского, российского, любого) сопротивления постсоветской ереси надо быть сверххитрыми, сверхумными и сверхубедительными, чтобы сохранить хотя бы искру этой борьбы за свободу и справедливость. Не войну надо Западу объявлять, а наоборот, стремиться убедить его в своей правоте. Увы, сегодня не герои и мученики типа Умарова нужны, а златоусты типа Абдурахмана Авторханова! Чечня не к заведомому неудачнику и висельнику Усаме бин Ладену должна поворачивать взор, а к Евро-Атлантике, и если ценности этой Евро-Атлантики кажутся мусульманину недостойными, докажите это в открытом споре, пользуясь евро-атлантической же свободой слова!
Демократией надо пользоваться – таков циничный, но единственно верный рецепт удачи в этом мире. Как пользуемся мы автомобилем и компьютером. Западная демократия и есть лишь ИНСТРУМЕНТ, как сама свобода есть лишь среда, атмосфера жизни, которая может принимать любую форму. Вот потому и говорит Аллах: « Призывай (иноверцев - ТГ) к Господу твоему, ведь ты на прямом пути!», т.е. «зови», «обращайся», «проповедуй», «говори», «кричи», а не будь безмолвным продолжением шахидского пояса.
Меня поражало и поражает отсутствие исламской идеологии, т.е. совокупности аргументов, которая могла бы изобличить извращения, которые созрели в атмосфере свободы, как змеи созревают в горах наряду с орлами. Самому Западу срочно нужна эта горькая пилюля, и никто лучше исламского гения это не сделает, потому что Ислам – последнее слово Господа миров. Не средневековые архаизмы нужны сегодня исламскому миру, а агрессивная, воинственная, истинно джихадистская артикуляция своей святой веры, своих священных идеалов и своей любви к высшим ценностям цивилизации. Этих ценностей не так много, но среди них явно есть такие как «жизнь», «права человека», «свобода, достоинство и неприкосновенность личности». Только в условиях свободной конкуренции победит искуснейший. А это есть не что иное, как свободный рынок, стихия свободы, публичной демократии. Отсюда прогресс, отсюда восхождение к духовным ценностям. В изгойстве разве кто-то нашел что-нибудь ценное? Разве мировая обочина есть «прямой путь», о котором говорит Всевышний?
И при чем автомат Калашникова на фоне Священного Корана?
Тенгиз ГУДАВА, для PRO-TEST
Тенгиз Гудава - журналист-международник, писатель, по образованию врач-биофизик, бывший диссидент и политзаключенный. В 1987 г. был освобожден из Пермского политлагеря с условием эмиграции. Живет с семьей в США. Работал в таких правозащитных организациях как Center for Democracy, Democracy and Independence и др. Долгое время был редактором Русской службы радио «Свобода». В настоящее время сотрудничает с рядом консалтинговых фирм в Вашингтоне.
Примечание от редакции PRO-TEST Мы некоторое время думали, размещать ли на PRO-TESTе очередную cтатью Гудавы, традиционно присланную Тенгизом на днях на электронный ящик нашей редакции. Ведь по большому счету статьи нашего зарубежного коллеги редко отвечают формату нашего издания. Упоминания об Украине в трудах бывшего советского политзаключенного и диссидента встречаются не часто, и в большинстве случаев они опосредованны - их суть сводится к проведению некоторых параллелей с текущей политической ситуацией в мире, в частности, в России. Но если дела большого северного соседа Украины всегда интересуют думающего украинца (особенно жителя Донбасса), то вот насчет дел чеченских мы засомневались. Однако статью о недавнем провозглашении Северного Эмирата все же поставить решили. По некоторым, понятное дело, субъективным причинам.
Во-первых, статья нам понравилась (как и предыдущие статьи Гудавы она не столько отображает геоформат нашего Интернет-издания, сколько соответствует его духу). Во-вторых, доля российского читателя (то есть тех, кому интересна рассматриваемая в статье проблематика) в общей хост-аудитории PRO-TESTа составляет, как правило, не менее десяти процентов. А сам факт провозглашения Кавказкого Эмирата, как видно из предисловия к статье, русскоязычными аналитиками публично почти что не рассматривался. И в-третьих, мы рассудили, что коль северокавказский вопрос стоит столь остро для самой России, то он не может быть совсем уж не интересен донецкому читателю посетителю нашего сайта. Кроме того, статья Гудавы рассматривает не столько сам Кавказский Эмират, сколько философствует на тему противоречий в восприятиях самого понятия демократии Востоком и Западом, а потому послужит неплохой пищей для размышлений самого взыскательного читателя. Интересно также, что некоторые наши коллеги-журналисты усмотрели, что у Гудавы в данном материале "проскакивает синхронность терминологии с Украиной". А посему размещаем статью на PRO-TEST, в рубрике "Есть такое мнение"
Другие статьи этого автора:
Цветовая дифференциация политики
Ющенко: свой среди чужих, чужой среди своих
Рыба гниет с головы - Россия с Запада
Революции апельсинов, роз и тюльпанов плавно перетекают в "перманентную революцию" как в Грузии
Российский мыльный пузырь
Институт президентства в Грузии и Украине. Текущие политические параллели
Квартирный вопрос, или нынешняя Россия глазами бывшего советского эмигранта
ЧИТАЙТЕ ТАЖЕ НАШУ СПЕЦИАЛЬНУЮ РУБРИКУ "ЕСТЬ ТАКОЕ МНЕНИЕ", КОТОРАЯ СОДЕРЖИТ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ОБЩЕПРИНЯТЫМ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ И ВЗГЛЯДЫ НА НЫНЕШНЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕЛ В ОБЩЕСТВЕ И ПОЛИТИКЕ
PRO-TEST
|