12.01.2009 Америка начинает прозревать?
Идеи лежат в основе Америки
(исторический факт)
Я уже устал повторять ту очевидность, что слабость Америки (и всей мировой демократии) началась с ее внезапной глухонемоты, которая наступила сразу после окончания Холодной войны. Можно назвать эту идейную глухонемоту отказом от второй сигнальной системы, отказом от идеологии (т.е. формулирования собственных задач и интересов), от артикуляции и аргументации собственных приоритетов и уважения к собственным ценностям. Отсюда - кризис собственности... Отказом от миссии радио «Свобода» нести идеи и доктрины свободы в мир, где свободы нет (Россия, Белоруссия, Центральная Азия...).
В ТЕМУ:
Судные дни Радио «Свобода», или От двойных стандартов к двойной морали
Можно эту предательскую и преступную позицию назвать кретинизмом или далеко зашедшим нарциссцизмом. В любом случае очевидно, что провал американского идейного воздействия на мир, в частности оглушительный провал иновещания, это не персональное дело Тенгиза Гудава, Сергея Юрьенена или Анны Карапетян, а национальное дело Соединенных Штатов Америки, всей западной цивилизации. Это вопрос выживания демократии в 21 веке. Это вопрос победы или поражения в новой войне с глобальными вызовами времени.
До сих пор, однако, мои выкрики в открытое мировое пространство отзывались звучной немотой. И вот... лед тронулся.
Я предлагаю исследовательскую работу, опубликованную на Интернет-сайте известного американского «мозгового центра» THE HERITAGE FOUNDATION. Озаглавлена работа "Reforming U.S. Public Diplomacy for the 21st Century"[1] («Реформа публичной дипломатии США в 21 веке» . Читаем:
«Как-то Маргарет Тэтчер сказала, что Америка – это единственная страна в мире, «основанная на идее». Идея эта – свобода – вышла за географические и этнические пределы, формирующие Америку, и породила политический диспут внутри и вне страны с того момента как Америка была создана два с половиной века назад. Джон Адамс писал, что Американская Революция появилась вначале «в сердцах и умах народа». Идеи лежат в основе этой страны.
Вот почему столь разочаровывающим и ироническим является то обстоятельство, что Соединенные Штаты сегодня не в силах нести свои идеи в мир. Семь лет борьбы с терроризмом показали, что победы нужно добиться не только на полях боев в Ираке и Афганистане, но и в сердцах и умах людей.
В ноябре 2007 года министр обороны Робет Гейтс заявил, что «мы должны сосредоточить нашу энергию не только на вооружении армии, но и на других элементах нашей национальной мощи, которые станут решающими в ближайшее время». Однако институции, которым поручено была стратегическая коммуникация (информирование и воздействие на иностранные общества) оперировали с ограниченными ресурсами и без видимой координации между собой.
Это непростительно.
С 9 сентября 2001 года правительственные и неправительственные организации выпустили более 30 докладов, говорящих о неспособности нации использовать свои ресурсы, чтобы выиграть сердца и умы народов заграницей».

Сегодня на Капитолийском холме рассматривается несколько вариантов кардинального реформирования и даже трансформирования структур, ответственных за public diplomacy. «Публичная дипломатия» - понятие семантически нелепое, как «горячий лед», более всего соответствует тому, чем занимались в советское время так называемые «отделы пропаганды». Что ж, пропаганда – это ипостась проповеди, неотъемлемой части любой религии, в том числе и веры в свободу выбора, данную человеку свыше. Как любая религия, либерализм требует своих «церквей» - организаций, структур, министерств. Отсутствие таких «церквей» образует «мерзость запустения», куда моментально вторгаются лже-религии, типа воровского закона, шариат-халифата и «вертикали власти».
Мы знаем о великих церковных реформах и в них нет ничего предосудительного, наоборот: вера крепла. Сегодня, в частности, предлагается аннулировать Совет Управляющих международным вещанием (Board of Broadcasting Governors) и создать единую структуру - Center for Strategic Communications – которая бы отвечала за результаты «войны идей» со всеми врагами либеральной демократии, от исламистских радикалов до неосоветикусов-неоимпериалистов, коих развелось как гнойных бактерий на запущенной ране. Увы, джихаду террористов надо противопоставить крестовый джихад свободы, равно как сторонникам возрождения СССР следует предложить постоять в километровой очереди за туалетной бумагой, посидеть на Колыме и полежать в братской могиле "врагов народа" на Соловках.
В ТЕМУ:
Полный Барак! или Почему Америка стала Африкой
Кризис Америки
Молчание и мычание американской политики началось с президентской династии Бушей
Приятные хлопоты! Признаки того, что Америка начинает вставать с идеологических «колен», на которые в расслабухе и фальшивой тезе «конца истории» добровольно плюхнулась. А это значит, что небезнадежно дело демократии и прав человека, достоинства и свободы человеческой личности. И имя России - не серийный палач Сталин, и не мифический, сомнительных достоинств князь Невский, а реальные титаны мысли и духа: князь Владимир-Креститель, ученые Ломоносов и академик Сахаров, поэты Пушкин и Ахматова, композиторы Чайковский и Рахманинов, писатели Толстой, Достоевский и Солженицын, художник Рублев, режиссеры Эзейнштейн и Тарковский... Впрочем, пусть каждый народ выбирает своего героя.
Американский прорыв свободы рождает надежду на дальних берегах. Так было всегда. Так будет, пока нет разумной (не сырьевой, сырой) альтернативы.
Разумеется, пока все ограничивается лозунгами. Однако не следует забывать: в начале было Слово.
Тенгиз ГУДАВА, для PRO-TEST
Тенгиз Гудава - журналист, писатель, по образованию врач-биофизик, бывший диссидент и политзаключенный. В 1987 г. был освобожден из Пермского политлагеря с условием эмиграции. Обосновался с семьей в США. Принимал активное участие в таких организациях как Center for Democracy, Democracy and Independence. Долгое время работал редактором Грузинской и Русской служб радио «Свобода». В настоящее время сотрудничает с рядом консалтинговых фирм в Вашингтоне.
PRO-TEST
|