02.03.2007Поле битвы – ЖКХ-тарифы. Выход в поиске диалога
Что бы там ни говорили политики всех мастей и цветов, какие бы заумные комментарии ни давали разнокалиберные политологи с ТВ-экранов и со страниц газет, как бы не трактовали данные десятков соцопросов авторитетные центры социсследований, ясно одно: такой масштабной Тарифной Войны всех против вся, свидетелем и, прежде всего, жертвой которой является именно народ, Украина еще не видела.
И не имеет никакого значения, кого сегодня винить в начале боевых действий - власть, поднявшую стоимость коммунальных услуг на недосягаемую для большинства людей высоту, народ, не имеющий ни возможности, ни желания оплачивать дорогостоящую, но отвратительную, работу коммунальщиков, или оппозицию, усиленно муссирующую в СМИ и во время пикетов тему отказа населения от содержания прожорливого „ЖЭКА-потрошителя”. Важно другое – данная проблема фантомом не является и сама по себе не разрешится. Уже хотя бы потому, что коммунальные негаразды давным-давно перестали быть исключительно социальной проблемой и перешли в разряд политической полемики с беспрецедентной остротой обсуждения.
Неизвестно еще, каких ужасающих размеров общественный резонанс вокруг жилищно-коммунальной тематики мог возникнуть, окажись нынешняя зима настолько же холодной как прошлогодняя! Ведь, даже несмотря на то, что в этом году в Украине апокалипсиса подобного алчевскому не случилось, оппозиция без особого труда сумела превратить тарифную проблему в карт-бланш, вполне способный принести ей выигрыш в виде досрочных парламентских выборов.
Что в свою очередь привело в панику нынешнюю власть, которая в условиях надвигающейся угрозы падения уровня народного доверия, более заинтересована в удержании своего политического рейтинга, чем в реальном решении проблемы. Что мы видим, наблюдая за реакцией парламентских „антикризов” и правительства Януковича в ответ на выпады оппозиции и растущее среди населения недовольство? Популизм чистой воды. Кабмин сваливает всю вину за повышение тарифов на органы местного самоуправления, те же в свою очередь переводят стрелки на правительства, как на предыдущие, так и на нынешнее.
А долгосрочная демагогия о реорганизации и реформировании жилищно-коммунального хозяйства, к которой чаще прочих прибегал главный украинский „коммунальщик” г-н Рыбак, пока привела лишь к решению Кабмина, озвученному вчера первым вице-премьером Азаровым, о создании еще одного министерства – Министерства по вопросам жилищно-коммунального хозяйства. Причем, о том, заменит ли новосозданное министерство уже существующее Министерство по вопросам строительства, архитектуры и ЖКХ, или же последнее просто сменит свое название, Азаров почему-то не проинформировал.
Вопрос: что же делать в условиях тарифных баталий между властью и оппозицией простому народу, по понятным причинам не имеющего возможности остаться в стороне от проблемы, кому доверять?
Ответ, как ни странно, лежит на поверхности: доказать себе и власти, что в Украине существует гражданское общество, способное контролировать власть.
Подобные попытки то и дело предпринимались общественными организациями во всех уголках Украине. Особенно успешно громадские формирования действовали в Харькове, Киеве, Луганске, Донецке и Херсоне. Понятное дело, что самый актуальный сейчас вопрос, касающийся ситуации, сложившийся в стране с жилищно-коммунальным хозяйством, не мог оставить их безучастными.
Однако, по мнению начальника управления по вопросам евроинтеграции Черкасского горисполкома Павла Карася, методы большинства из общественников мало чем отличались от действий политических оппонентов нынешней власти. В интервью нашему корреспонденту Павел Карась, который, помимо прочего, является еще и экспертом, консультирующим активистов Всеукраинской гражданской сети «Опора» по тарифному вопросу, сказал, что такие вопросы наскоком не решишь. Тем не менее, большинство общественных организаций, по словам эксперта, действовало именно в ультимативной по отношению к властям форме, не вникая в проблему глубоко и не предлагая конструктивных решений проблемы. Всю поверхностность такого подхода скорее интуитивно чувствовало и население, а потому, как правило, массово на призывы как общественников, так и оппозиции не откликалось.
Мнение Карася вполне разделяет и координатор Донецкой «Опоры» Константин Лавров. Хотя донецким активистам гражданской сети определенно есть, чем похвастаться. На проблемы области в сфере ЖКХ донецкие «опоровцы» пытались обратить внимание жителей еще до выборов-2006 во время заседания одного из «круглых столов» в рамках всеукраинской кампании «Опоры» - «Усвiдомлений вибiр». Тогда к обсуждению тарифного вопроса были приглашены представители партий, эксперты, чиновники и журналисты.
К числу достижений донецкого отделения «Опоры» можно со смелостью отнести и проведение общественных слушаний в августе прошлого года. Совместно с «опоровцами» проведение мероприятия инициировали еще ряд общественных организаций области: «Громадська Рада», «Правовая защита», «Донецкое экологическое движение». На слушания тогда собралось, ни много ни мало, полтысячи граждан Донецка. Кроме того, на собрании присутствовали также руководитель КП «Донецкгортеплосеть» и представитель горисполкома.
Итогом общественных слушаний стала подписанная всеми присутствующими на собрании резолюция, содержание которой отображало единогласный протест территориальной громады города против проекта решения Донецкого горсовета V созыва, направленного на повышение тарифов на ЖКХ-услуги.
Власти Донецка тогда, что не удивительно, к народному гласу остались глухи. Однако, во многом благодаря последующим пикетам вышеуказанных общественных организаций у стен горисполкома, в том числе и во время судьбоносной сентябрьской сессии городских депутатов, стоимость коммунальных услуг выросла не настолько сильно, как планировалось депутатами изначально. То есть, произошло не трех-, а двукратное повышение.
Последней публичной попыткой Донецкой «Опоры» достучаться до сознания мэра Александра Лукьянченко стал пикетирование городского мероприятия, громко названного «Встреча Александра Лукьянченко с избирателями», о котором мы уже писали на страницах своего издания. На «встречу» с Лукьянченко «опоровцы» пришли тогда не только с флагами и транспарантами, но и с предварительно подготовленным списком вопросов, добрая половина которых касалась «коммунальных» вопросов.
Диалога тогда снова не получилось. И следующим шагом «опоровцев» стало письменные обращения в местные прокуратуру и СБУ с требованиями провести проверку правомерности повышения ЖКХ-тарифов. А также письмо мэру, в котором содержится предложение «Опоры», «Правовой защиты» и «Донецкого экологического движения» с предложением провести консультации с населением при условии личного участия мэра города. И на этот раз, по словам Лаврова, Донецкий городской голова принял предложение. Встреча должна состояться в ближайшие дни.
Как утверждают донецкие общественники, им есть, что предложить властям и городской громаде. Почему бы, например, не использовать опыт своих коллег из Черкасс, уже взятый на вооружение мэрией Винницы? В частности, Павел Карась и его соратники за относительно короткие сроки добились того, что горячая вода стала подаваться в квартиры жителей Черкасс не по часам, а круглосуточно. Такой результат был достигнут, по словам эксперта «Опоры», благодаря модернизации насосных станций водоканала «Теплокомуннэнерго», давшей возможность добиться существенных успехов в экономии электроэнергии. В то же время проект реализовывался за счет средств, вырученных от продажи муниципальных облигаций. По утверждению Карася, средства можно найти и другими способами. К примеру, взять дешевые под 7-8% годовых и долгосрочные на 10-15 лет кредиты в Европейском Банке Реконструкции и Развития.
«Способы решения проблемы всегда найдутся. Главное – понимать, что при решении вопросов власть всегда должна прислушиваться к голосу громады. Мы всегда готовы к конструктивному диалогу, а не только к акциям протеста. Эту мысль «Опора» собирантся донести до народа и чиновников» - заявляет Константин Лавров.
Известный в Киеве адвокат Татьяна Монтян (вы не раз видели ее выступления по телевидению) глубоко убеждена, что не только новые, но и старые тарифы за так называемые коммунальные услуги ни экономически, ни методологически не обоснованы. Поэтому: прежде чем брать с нас деньги, объясните, за что берете, и по какой таинственной формуле рассчитали, сколько именно брать.
Квитанции с новыми тарифами за тепло уже начали поступать населению, которое поняло - уровень их и без того невысокого благосостояния теперь упадет еще ниже. Но как всегда, пытливый и изворотливый ум нашего народа привычного к «безобидным шалостям» государственных мужей начал искать пути для выхода из кризисной ситуации. Многие, давно разуверившись в работе коммунальных служб, решили спасаться самостоятельно - устанавливать индивидуальные системы отопления. Но ум государственных мужей оказался еще изворотливей и на корню пресек действия отщепенцев.
Давайте дадим себе отчет, что конкурировать с сортирно-административными новостями из Киева за внимание масс-медиа и интерес со стороны рядовых граждан - дело крайне бесперспективное, и потому вторую строчку в рейтинге топ-новостей, которая досталась "Донецкгортеплосети" и заместителю директора этого коммунально-коммерческого предприятия Александру Семченко, признаем большим успехом. Шутка ли - вся страна, от Луганска до Львова, последние три дня только и обсуждает в маршрутках, на работе и дома, как в Донецке за задолженность по коммунальным платежам у одного крутого бизнесмена забрали "Мерседес"! Если уж со своими родными "пацанами" донецкие не панькаются, то что ждет всех остальных "малэньких украинцев", если они срочно не бросятся погашать свои задолженности перед ЖЭКами и котельными?!.
Предоставляем вашему вниманию правовой анализ законности протеста жильцов против произвола властей и коммунальщиков, подготовленный авторитетными юридическими фирмами по просьбе наших луганских коллег, организаторов общественной акции протеста "Гражданская коммунальная самооборона" Раньше действовала система оказания и оплаты коммунальных услуг, которая держалась на различных нормативных актах без заключения договоров с жильцами, которую можно квалифицировать как традиционную или устную договорённость. Но в 2003 году был принят новый Гражданский кодекс Украины, разработанный на уровне мировых правовых стандартов. А в 2004 году был принят Закон Украины "О жилищно-коммунальных услугах", который вступил в силу с 01 января 2005 года.
В Харькове задуман эксперимент по кардинальному реформированию ЖКХ. Но избавления от ненавязчивого коммунального сервиса он не гарантирует.
О необходимости реформы ЖКХ говорят очень давно и на всех уровнях власти, включая Президента. Стержневая идея не нова: нужно перевести предприятия коммунального обслуживания населения на хозрасчет и самоокупаемость, чтобы услуги были немного дороже, но намного качественнее. Однако осуществить такую, казалось бы, элементарную формулу совсем непросто: система ЖКХ вместе со всеми жильцами, дворниками и начальниками управлений - очень громоздкий и инерционный организм, который изо всех сил сопротивляется новшествам.