30.11.2006Как и почему на законных основаниях мы имеем право не платить за услуги ЖКХ по новым тарифам
Правовой анализ законности протеста жильцов против произвола властей и коммунальщиков, подготовленный авторитетными юридическими фирмами по просьбе наших луганских коллег, организаторов общественной акции протеста "Гражданская коммунальная самооборона"
Юридический комментарий фирмы “Чудовский и партнеры”
Раньше действовала система оказания и оплаты коммунальных услуг, которая держалась на различных нормативных актах без заключения договоров с жильцами, которую можно квалифицировать как традиционную или устную договорённость. Но в 2003 году был принят новый Гражданский кодекс Украины, разработанный на уровне мировых правовых стандартов. А в 2004 году был принят Закон Украины "О жилищно-коммунальных услугах", который вступил в силу с 01 января 2005 года.
В нём часть 2 Раздела VIII гласит: "Договори про надання житлово-комунальних послуг, укладені до набрання чинності цим Законом, мають бути приведені у відповідальність із ним до 1 січня 2006 року. Договори, що не приведені у відповідальність із цим Законом у зазначений строк втрачають чинність".
А в ч.1. Ст.19 этого Закона чётко говорится, что: "Відносини між учасниками договірних відносин у сфері житлово-комунальних послуг здійснюється тільки на договірних засадах".
Так что если с гражданином ответственным квартиросъёмщиком после 1 января 2006г. никто никакого договора не заключал, то все прежние договора, договорённости или обязательства, в виде односторонних гарантийных писем о предоставлении и оплате коммунальных услуг, утратили силу.
А могут ли местные органы власти своими новыми решениями заставить без договора платить за коммунуслуги, да ещё по повышенным тарифам? Для разрешения этого вопроса обратимся к Гражданскому Кодексу Украины (далее ГКУ).
В Ст.14 "Исполнение гражданских обязанностей" говорится:
"1. Гражданские обязанности выполняются в пределах, установленных договором или актом гражданского законодательства.
2. Лицо не может принуждаться к действиям, совершение которых не является для него обязательным".
А в ч.5. Ст.4 ГКУ говорится: "Иные органы государственной власти Украины могут издавать нормативно правовые акты, регулирующие гражданские отношения, лишь в случаях и в пределах, установленных Конституцией Украины и законом".
То есть, до вступления в силу Закона Украины" "О коммунальных услугах" мы были обязаны исполнять различные нормативные акты без договора. Но с 1 января 2006г. Закон обязывает заключить договор, и никакими решениями местных органов власти, которые и являются местными нормативными актами гражданского законодательства и могут "регулировать гражданские отношения только в рамках закона", имеющего высшую юридическую силу, - заставить оплачивать коммунуслуги без договора нельзя, поскольку это противоречит Закону.
А нет договоров - и нет обязательств.
Вот что далее говорится об обязательствах в Гражданском Кодексе Украины:
ч.2. Ст.509. "Обязательства возникают на основаниях, установленных статьей 11 настоящего Кодекса".
А в вышеупомянутой ч 2.Ст.11. ГКУ говорится: "Основаниями возникновения гражданских прав и обязанностей, в частности, являются:
1) договоры и другие сделки".
Так что, если нет договора - нет и никаких юридических оснований для взыскания обязательств по оплате коммунальных услуг, как и нет самих обязательств. Значит, никакой суд эти обязательства не взыщет.
Гражданский Кодекс Украины давно перевёл отношения субъектов права в цивилизованное договорное русло. А то, что наши коммунальные службы не вошли в это русло, органы власти не проконтролировали и не обеспечили этот переход, в результате чего вся сфера коммунальных услуг оказалась вне правового поля - так это не вина потребителя. А то, что потребителям коммунальных услуг предлагают новые тарифы с нарушением законодательства, даёт им право их не платить.
Для справки, предвидя возражения, охарактеризуем юридически и с нашей точки зрения процесс оказания коммунальных услуг в настоящее время, в свете действующего законодательства.
Такое оказание услуг носит признаки одностороннего договора согласно
ч.2. Ст. 626 ГКУ: "Договор является односторонним, если одна сторона берёт на себя обязанность перед второй стороной совершить определённые действия или воздержаться от них, а вторая сторона наделяется лишь правом требования, без возникновения обязательств".
Как мы уже показали, без заключённого договора у граждан нет обязательств. Но есть право требования к городским коммунальным предприятиям (ГКП) оказывать коммунальные услуги гражданам, так как они являются членами территориальной громады, которой эти ГКП принадлежат. А вот у самого ГКП есть уставные обязательства перед членами территориальной громады осуществлять их коммунальное обслуживание. Вот такая у нас действительность, как она есть.
Добавим также, что договора, которые предусмотрены к заключению Законом "О коммунальных услугах" являются двусторонними, так как закон обязывает их заключать как поставщика коммунальных услуг, так и потребителя, в том числе каждого отдельного ответственного квартиросъёмщика, а согласно "существенных условий договора", оговоренных в Ст.19. этого закона ( дата, время и т.д.) он может быть заключён только в письменном виде. Обратим особое внимание на то, что цена (тариф) является также "существенным условием договора", как и ряд других существенных условий, который закон обязывает включить в договор, иначе он будет не действительным.
В свою очередь Гражданский Кодекс Украины чётко определяет, когда договор считается заключённым.
Ст.638. Заключение договора.
1. Договор является заключённым, если стороны в надлежащей форме достигли соглашения по всем существенным условиям договора.
Существенными условиями договора являются условия о предмете договора, условия, определённые законом как существенные или необходимые для договоров данного вида …
2. Договор заключается путём предложения одной из сторон заключить договор (оферты) и принятие предложения (акцепта) второй стороной.
Поэтому разовая оплата предложенных коммунальных услуг после 1 января 2006г.вовсе не означает признание или подтверждения факта заключения договора, как это очень хотят представить коммунальные службы, так как этот факт не подтверждает других многочисленных обязательных "существенных условий договоров" на оказание коммунальных услуг, предусмотренных Законом Украины "О коммунальных услугах".
Так что без договора в настоящее время потребитель может или не платить совсем, или платить частично. И эта оплата просто означает, что он согласился с оказанной услугой частично, в размере своей оплаты или не согласился. Причём речь может идти только за какой-либо каждый отдельный месяц, поскольку счета выписываются помесячно.
А при увеличении тарифов, которые являются в нашем случае существенным условием договора, тем более необходим или новый договор или дополнительное соглашение к существующему (которого нет). Так что, ссылка на установившуюся какую то договорённость, достигнутую в предыдущее время, после 1 января 2006г. не имеет никаких юридических оснований.
Поэтому повторим вывод, к которому мы пришли ранее: пока нет договора - нет и никаких юридических оснований для взыскания обязательств по оплате коммунальных услуг, как и нет самих обязательств. Значит, никакой суд эти отсутствующие обязательства не взыщет.
Юридический комментарий "МАКСИМ-ТЕКО", старейшей юридической фирмы Луганска
- С 1 января 2006 года сфера коммунальных услуг без наличия договоров с потребителями оказалась вне законодательного поля.
Идея платить по старым расценкам в то время, как нет юридических оснований вообще взыскивать оплату за коммунуслуги без заключённого договора, - выглядит как разумный компромисс, который даёт, с одной стороны, возможность функционировать коммунальным службам (аварийное обслуживание, справки - то есть то, что они безусловно обязаны делать), а с другой - настаивать на выполнении своих требований.
Закон Украины "О жилищно-коммунальных услугах" предъявляет требования о заключении договоров и к производителям этих услуг, и к потребителям. Но если потребитель обязан просто заключить договор, то производитель коммунальных услуг обязан "підготувати та укласти із споживачем договір", то есть инициатива принадлежит производителю коммунальных услуг. Поэтому обвинения в адрес потребителей о том, что они сами не пришли заключать договора, - безосновательны.
Следует обратить внимание ответственных квартиросъёмщиков, что после того, как им вручат предложение о заключении договора от коммунальной службы, они, согласно Закону Украины "О жилищно-коммунальных услугах", не обязаны сразу подписывать договор, а имеют месяц срока для его изучения. И если предложенный договор их в чём-то не устраивает, то они могут послать коммунальной службе протокол разногласий со своими возражениями и предложениями.
Если они обоснованны, то коммунальная служба обязана их подписать. Но если производитель коммунальных услуг не согласен с законодательно обоснованными предложениями, то договор не может быть заключён, и весь процесс начинается сначала.
Считаем целесообразным и правильным предложение правозащитников о включении в договор статьи о том, что жильё не может служить средством платежа или залога в счёт оплаты за коммунальные услуги. Для такого предложения есть юридические основания.
Нового Жилищного кодекса нет. А в ст. 109 "Житлового кодексу Української РСР" говорится: "Виселення із займаного житлового приміщення допускається з підстав, установлених законом…". То есть, несмотря на то, что есть ряд нормативних актов, запрещающих выселять людей за коммунальные долги, закон имеет высшую юридическую силу. И есть теоретическая возможность через суд обратить сумму взыскания на квартиру.
Возможно, что коммунальные службы сейчас срочно развернут договорную кампанию. Советуем воспользоваться потребителям месячным сроком для изучения предложенного договора и обратиться к юристам, чтобы не попасть впросак. Стоимость простой консультации и конверта, в котором будет отослан протокол разногласий, гораздо меньше месячной оплаты коммунуслуг по новым тарифам, не говоря уже о штрафных санкциях, которые могут быть заложены в скоропалительно составленных договорах.
По какой схеме я могу произвести частичную оплату коммунальных услуг? Ведь я получаю квитанцию с рассчитанными суммами.
2007-11-24 12:09:44
2007-11-24 12:09:43
Отключили воду всему дому за неуплату.Большинство платит за нее исправно и в срок.Но страдают все из-за должников.Есть какой-то закон,в котором сказано,что тем,кто добросовестно оплачивает комм.услуги,отключить воду не имеют право.Может кто знает этот закон,читал,подскажите где его найти и посмотреть.Заранее спасибо.
Печерский
2008-01-18 03:57:00
Печерский
2008-01-18 03:56:59
По какой схеме я могу произвести частичную оплату коммунальных услуг? Ведь я получаю квитанцию с рассчитанными суммами.
2007-11-24 12:09:44
2007-11-24 12:09:43
Отключили воду всему дому за неуплату.Большинство платит за нее исправно и в срок.Но страдают все из-за должников.Есть какой-то закон,в котором сказано,что тем,кто добросовестно оплачивает комм.услуги,отключить воду не имеют право.Может кто знает этот закон,читал,подскажите где его найти и посмотреть.Заранее спасибо.
В Харькове задуман эксперимент по кардинальному реформированию ЖКХ. Но избавления от ненавязчивого коммунального сервиса он не гарантирует.
О необходимости реформы ЖКХ говорят очень давно и на всех уровнях власти, включая Президента. Стержневая идея не нова: нужно перевести предприятия коммунального обслуживания населения на хозрасчет и самоокупаемость, чтобы услуги были немного дороже, но намного качественнее. Однако осуществить такую, казалось бы, элементарную формулу совсем непросто: система ЖКХ вместе со всеми жильцами, дворниками и начальниками управлений - очень громоздкий и инерционный организм, который изо всех сил сопротивляется новшествам.
«Сегодня у государства средств нет - и никто их сносить не будет, - неожиданно заявил Рыбак, - у нас нет возможности сносить «хрущевки». Нужно сделать все, чтобы «хрущевки» служили еще лет 10-15 и были безопасными для проживания. Вы помните, еще год назад нам рассказывали, что снесут все хрущевки и построят новые дома? Кто говорил нам, что мы снесем все «хрущевки»? Этого не может быть - это популизм!» — подвел черту Владимир Васильевич. —
Последние несколько дней пресс-служба Главы Донецкой Облгосадминистрации сообщает о том, что в области запущено свыше 99% котельных и отапливается свыше 98% домов.
Однако на форуме коммунального портала области, судя по количеству жалоб на ЖЭКи, ситуация с отоплением выглядит по другому. Ниже приведём примеры сообщений за последние несколько дней.
{mosimage}В последний визит Януковича на малую родину все с нетерпением ожидали, что же скажет премьер по поводу коммунальной реформы и, наверное, самое главное, по ЖКХ-тарифам для населения. Напомним, что накануне Верховная Рада преодолела вето президента на мораторий о повышении коммунальных тарифов для населения. Вначале Янукович поддержал решение парламента, заметив, что «нельзя перекладывать на плечи населения повышение цен на энергоносители». Однако затем высказался, что решение Рады было популистским и его необходимо пересмотреть. Вопрос подвис в воздухе: так как же нам быть с оплатой за «коммуналку», чего ожидать с началом нового отопительного сезона?