Не секрет, что свободные, а точнее - специальные экономические зоны в Донбассе превратились в специальный заповедник по беспошлинному ввозу "ножек Буша" и прочим коррупционным операциям. Вспомним, как года полтора-два тому назад тогдашний прокурор Донецкой области Алексей Баганец на своей пресс-конференции порадовал общественность известием о том, что сие славное ведомство вскрыло одну из схем инновационно-зонной торговли мясом. Правда, чем закончилось прокурорское расследование, сообщений не последовало, а после того, как Баганца убрали из области куда подальше, стало ясно, что вряд ли и последует.
Что поделаешь – эти зоны в Украине превратились в своего рода полигон не только для незаконной наживы, но и политических спекуляций. Хотя, конечно, сами по себе – как инструмент чисто экономический, они могли бы сослужить хорошую службу так называемым депрессивным территориям. Ведь в таких городках, как, например, Торез, Снежное, Селидово, где многие шахты или закрыты или по выработанности дышат на ладан, есть немало рабочих рук, которым по силам было бы заняться многими полезными делами. И не их вина, что под прикрытием этого специнструмента, который для депрессивных территорий Донбасса мог бы стать своего рода палочкой-выручалочкой, дельцы от власти и неистоплотного бизнеса превратили в своего рода символ коррупции.
Спекуляциям вокруг этой темы вполне могла бы положить конец "оранжевая" власть, если бы подошла к решению проблемы несколько иначе, чем она поступила, когда чохом и практически без каких-либо разъяснений отменила действующие льготы, - вместо того, например, чтобы с участием общественности, в том числе из депрессивных территорий, публично рассмотреть, что в спецзонах не только плохо, но и хорошо, и что следовало бы сохранить. Но она, к сожалению, ограничилась декларативными обвинениями, чем не преминула воспользоваться регионало-донецкая оппозиция, которая, по мере своего послемеморандумного возрождения, стала все больше раскручивать эту тему из пропагандистских соображений. Дескать, "оранжевые" из мести пытаются дискредитировать полезное для Донбасса дело.
Словом, основной вопрос, который бы многое поставил на место: а что это полезное дело принесло в карманы коррупционеров, так и повис в политическом воздухе…
Зато вот приезжает в Донецк с полуфутбольным визитом премьер Янукович и снова крутит все ту же заезженную пластинку о спецзонах. "Механізм вільних економічних зон та територій приорітетного розвитку в Україні себе виправдав", - безапелляционно заявляет он. И только, мол, политизация этого процесса и популізм некоторых политиков привели к тому, что "механізм був зруйнований у 2005 році", а "регіони не доотримали інвестиційний ресурс, постраждала і соціальна сфера, і виробництво". Всплакнув, как водится, и по поводу того, что "завоювати довіру інвесторів дуже складно, а втратити дуже легко".
Тут впору спросить: а был ли мальчик – то бишь инвестор, если не секрет, что поступавшие через оффшоры деньги в эти зоны и территории вряд ли принадлежали иностранцам?
Не задержался с ответной реакцией на заявление Януковича и принципиальный противник слишком свободных наших зон, экс-министр финансов Виктор Пинзеник. Он напомнил, что "саме завдяки закриттю ВЕЗ, інших дискримінаційних податкових лазівок та різних корумпованих схем при експорті та імпорті у 2005 році уряд збільшив доходи бюджету на 32,6 мільярди, тоді як у 2004 році збільшення доходів становило 9,5 млрд.". И даже предложил "вільні економічні зони перейменувати у вільні економічні діри". Правда, ради объективности заметил, что если Янукович имел в виду чей-то конкретный бизнес, для которого спецзоны и территории себя оправдали, то тут возражений быть не может.
Но вот интересно в заявлении Пинзеника. В своих доказательствах он налегает на то, что в 2005 году якобы был проведен анализ, который показал, что украинские "зоны" не выполняли функций привлечения инвестиций для стимулирования экономики, а напротив – создавали неблагоприятный инвестиционный климат из-за неравных условий налогообложения для инвесторов. Возможно, и так. А скорее всего – именно так. Только почему об этом анализе не оповестили как следует – хотя бы для того, чтобы выбить контраргументы у оппонентов, не дать им спекулировать на неосведомленности людей?
И все же мы, кажется, потихоньку выходим на истину. Своего рода сенсацию тут учинил не кто иной, как Ринат Ахметов, выступив на проводившемся в Донецке прибывшими сюда из Киева синхронно с премьером парламентариями обсуждении большой роли спецзон в экономической жизни страны. Так вот самый успешный бизнесмен Украины практически солидаризировался с Виктором Пинзеником. "Я считаю, что нам нужны не свободные экономические зоны, а экономически свободная страна», - сказал он в своем выступлении, заметив, что западные инвесторы крайне осторожно относятся ко всем видам льгот, поскольку те разрушают стоимость бизнеса: "зарабатываешь миллион, а теряешь миллиард". "Поэтому напрашивается следующий вопрос: свободные экономические зоны – это лучшее средство для стимулирования инвестиций или нет?" – далеко не риторически сформулировал свой вывод Ринат Ахметов.
Не меньшей сенсацией прозвучало и то, что отечественный олигарх номер один "убежден в том, что крупному бизнесу преференции не нужны. Крупный бизнес уже вырос из коротких штанишек и способен конкурировать на равных". Что поддержал и выступивший вслед за Ахметовым нардеп и тоже не мелкий бизнесмен Борис Колесников, заметивший, что к таким выводам своего соратника "трудно что-то добавить или убавить…".
Словом, реально копья ломаются исключительно из политических соображений. Януковичу и его пиар-менеджерам выгодно поддерживать миф о том, что "оранжевые" отменой спецзон нанесли непоправимый урон шахтерскому региону. Крупному же бизнесу местного происхождения, у которого на ногах нынче вполне европейского покроя капитал-брюки, уже, видимо, нет смысла давать повод ассоциировать себя с этим достаточно криминализированным проектом, тем более подобная мелочевка для него потеряла всякий практический интерес. Повторим, кто не сориентировался: "Зарабатываешь миллион, а теряешь миллиард…".
Вот потому Ринат Ахметов за то, что Украина могла "стать лучшей страной в Европе для ведения бизнеса. Но для этого нам необходимо обеспечить уважение прав частной собственности, верховенство права, политическую, экономическую и социальную стабильность, простые и равные правила игры для всех. Ну и, конечно же, низкие налоги. Мировой опыт говорит о том, что это лучший стимул для инвесторов".
Как видим, высказано будто специально в поддержку того же Пинзеника. Или Тимошенко, декларирующей такой же радикально демократический подход к проблеме. В общем, у регионалов явно наметилась внутриэкономическая оппозиция.
Вот только жаль, что Ринат Леонидович, отметив, что "свободные экономические зоны обычно критикуют за то, что они непрозрачны и неэффективны. Но также есть и положительные примеры. Например, Дубаи в Объединенных Арабских Эмиратах или Шанхай в Китае. Их принято называть "экономическим чудом", не стал разъяснять, в чем тут отечественное препятствие, что ему, конечно, хорошо известно. Будем считать, что за него растолковал это один из видных наших экономистов, профессор Александр Пасхавер, который однажды в подобной полемике обратил внимание на одну странную особенность проблемы.
Оказывается, "экономическое чудо" спецзонного образца в коррумпированном государстве состояться не сможет - как бы в принципе. Поскольку зоны стремительно превращаются в дыры. Или в спецчудо по-донецки с политическим душком. Вот так.
Взяв на время обет молчания, я не переставал следить за очередным переделом собственности, который ползучими темпами охватывает Украину из-за новой цены на газ. Уже понятно, что химические предприятия, наполовину скупленные Фирташем, он же и закроет. А удобрения будут завозится из России. Для этого, не исключено, Фирташ купит химические активы у Кантора. Денег ему хватит. Ахметов же распродаст металлургические комбинаты и сделается тихим банкиром...
Бюджет, который приняли после некоторой возни или, скорее, закулисных торгов, стал днем вчерашним. В плане дискуссий. Теперь этот главный финансовый документ страны будет определять нашу жизнь в течение года. А у нас появилось время внимательнее рассмотреть его. Вопросов нет – плохой бюджет лучше, чем отсутствие такового. Бесспорно и то, что на реализацию всех проектов в полном объеме средств никогда не хватит, потому что предела совершенству социальных программ нет. И все-таки, оценим некоторые интересные цифры? Которые не просто заложили в бюджет 2007 года, но и подкрепили соответствующими законами. А глядя на них, складывается ощущение, что власть просто объявляет войну народу!
Подписание Виктором Ющенко бюджета на фоне визита российского Президента в столицу осталось без должного внимания со стороны общественности. И напрасно. Потому что важен не сам факт подписания, хотя и преуменьшать его значение для экономики не стоит. Важна цена этой сделки. И последствия. Которые, судя по тайному переговорному процессу, могут иметь весьма далеко идущие последствия. И не столько для экономики, сколько для политики. В плане плодотворного сотрудничества между разными лагерями власти
Как и предполагали аналитики, Виктор Ющенко наложил свое президентское вето на бюджет. Вполне логичный шаг. По-другому просто быть не могло. Каким бы ни был основной финансовый документ страны, всегда есть возможность требовать его улучшения. Напирая на заботу о людях. Грех не воспользоваться такой возможностью показать себя защитником народных интересов. Так что шаг вполне ожидаемый. Так же естественно парламент и Кабмин возмутились. А кому понравится, когда кто-то набирает популярность, критикуя тебя? Но не все так просто. Серьезный конфликт между антикризисной коалицией и президентом назревал давно. Увольнение Тарасюка было просто симптомом. И спор вокруг бюджета стал удобным поводом окончательно выяснить – кто сильнее.
К концу этой недели правительство антикризисной коалиции отпразднует стодневный юбилей своего нахождения у власти. Традиционно сто дней – повод подвести первые итоги правления. Тем более, есть с чем сравнивать. Как ни крути, как ни называй возвращение Януковича к власти: реваншем или реставрацией, но действующее правительство, в лице подавляющего большинства ключевых министров действительно руководит страной во второй раз.