Я давно понял, что главное отличие советской (читай нынешней российской) системы от американской, это отсутствие хитрости. Это качество, что сродни понятию ума – хитрость – которая не должна быть видна, но залита в цементные глубины фундамента системы, эта одиссеевская «хитромудрость», и есть, пожалуй, самое важное отличие демократии от автократии. Не хитрость наперсточника, видная за километр любому менту, не восточные и византийские хитрожопости и псевдо-«тонкости», а некая специфическая изворотливость, изощренность, некая ремесленническая уловка системы, сложный, федеральный, компьютерный ее характер – есть суть западных обществ, где века напрессовали подземные этажи со скелетами и сокровищами.
А Россия проста как лопата и это плохой прогностический признак.
Ну какая хитрость на лице Путина, Грызлова, Зубкова или Медведева? Дурь проскальзывает, много номенклатурной напыщенности, гебистской позы и еще больше вороватого плутовства, которое есть профанации хитроумия и простого ума. Все рефлексы видны! Все таксисы – вот они!
Ну, да, герой, герой Путин! На самом деле – он за 7 лет «страну поднял», и административный ресурс тут не при чем. Тут ресурс иной – природный, нефтяной.
Путин-то «страну поднял» (экономически), но только при помощи единственного механизма – цены на нефть, а это крайне примитивный и опасный инструмент.
И получается, что Россия держится за Путина, Путин держится за цену на нефть, а цена держится за подземного шайтана! И за что же вся эта конструкция держится в итоге?
В этом факте и заключен мыльнопузырный (сырьевой) смысл всего российского истеблишмента, который как саудовский король богат, но страну имеет нищую (73 место) и бесправную (20% безграмотность), а авторитета и вовсе не имеет. Весь этот анекдотический саудитский монархизм куплен его сугубо сервильной бензозаправочной ролью.
У Путина есть теоретическая возможность купить советский атавизм по аналогии с Саудовской Аравией, но практической возможности нет, т.к. ЧК-КГБ существует неполные 90 лет, а саудитская монархия начинается в 1744 году. Кроме того, Саудовская Аравия является святыней ислама (Мекка, Медина), а чем является Мухосранск? Святыней Фиделя и Ким Чен Ира?
На самом деле во всей российской ситуации, несмотря на эйфорические настроения, только слепому не видны пустоты, дыры и отсутствия целых органов тела, например головы. Пожалуй, прав самый идеологизированный пропагандист путинизма Михаил Леонтьев, который видит необходимость создания некоей доктрины, способной хоть как-то воспроизвести советскую логистику. Но для этого Леонтьеву надо стать Марксом-Энгельсом-Лениным-Сталиным, построить Днепрогэс, стать Гагариным и выиграть вторую мировую войну.
Гарантированные 65% путинская партия, сотворенная Борисом Березовским по образу своему и подобию, набрала, а толку? Ведь это и есть неслыханных размеров пузырище!
Вот проклинают в России 90-е годы как классового врага, как время, когда их кто-то соблазнил и покинул, в душу плюнул, в G-8 ввел и еще что-то натворил злодейское. А между тем, даже азов демократии в России не уразумели, а именно в этом был смысл 90-х. Еще: в очищении, покаянии.
Эти азы и есть та «хитрость», о которой я выше писал. Простой принцип свободы, как кислорода жизни, света – аргумента жизни и демократии как условия жизненной конкуренции, где побеждает лучший, во славу всем – простейший этот принцип в России был не понят и проклят. То есть, не поняли азбуку и таблицу умножения… Полезли из советского прошлого «вертикали» «демократического центризма» и прочий рецидив. Не расплатившись за страшные преступления 20 века, стали реанимировать преступные навыки: сначала отключение независимых телеканалов, потом уничтожение свободы слова, манифестаций и всех иных либеральных икон, потом убийства независимых журналистов, появление политических заключенных, и наконец, воссоздание бутафорской КПСС («Единая Россия») и Комсомола («Наши»)…
Российская элита в 2000 годы совершила колоссальный регресс. Она стала менее прозрачной, менее конкурентной, менее дифференцированной, но более коррумпированной, тотально–кремлевско-олигархической и зацикленной на фобиях потерять пузырный воровской капитал. Разумеется, судьба страны стала куда более опасной и непредсказуемой, несмотря на повышающиеся наркотические дозы.
Принципам «хитрости» учат в закрытых пансионатах, бизнес-школах и лучших университетах Запада. Это спрессованный конгломерат знаний, эдакий кристалл цивилизации. На этом раннем этапе натаскивается управленческая элита, вводится понятие to compute, «исчислить», вырабатывается навык пропускать мимо ушей дикарские крики и угрозы. Именно это образование и становится демократией, либеральной, западной демократией, и я не думаю, что на горизонте у цивилизации вырисовываются некие варвары, способные разрушить мир. «Варвар» и сервильный нувориш – вещи разные.
А что есть авторитаризм, щедро представляемый современной Россией? Это прежде всего общество цивилизационных двоечников, лузеров, дикарей и шушеры. Такое с позволения «общество» всегда проголосует за себеподобного «короля», «царя», «пахана», смешного со своими эполетами и бусами на мировом уровне. Такими смешными выглядели прошедшие 2 декабря в России выборы, где некие политические папуасы усиленно били себя в грудь, предварительно обглодав косточки конкурентов.
Бомонд полуночных политологов, во главе с потомственным гимнюком и регрессирующим режиссером серьезно задавал вопрос: есть ли либерализм на Земле? Что это за новый Чемберлен, которому «мы» должны дать обязательный новый ответ в виде кукиша? Говорит Никита Сергеевич пост-Хрущев: «Мы в 90-е годы думали, что нам окошко откроют на Запад, и через это окошко хлынут сюда халявные джинсы, вискари и Каннские премии. А нам предоставили «сливную трубу», через которую погнали… (дальше исторический текст теряется, я уловил инфернальное «ножки Буша» и «просроченные таблетки»…).
Точка.
Вывод: либерализм («либерастизм») вообще и Америка в частности – враг с рогами.
Я ничего не могу сказать по поводу «просроченных лекарств» - по моему их доставлял Брынцалов, Зурабов и другие сегодняшние активисты «Единой России». Но ножки Буша на самом деле являлись нашей первой и любимой пищей, когда мы эмигрировали в Америку. Мы не умерли, а почему вымер русский народ – невдомек!
Большего невежества, рецидивной тоталитарной злобы, безответственности, политического и идеологического словоблудия, чем было предоставлено всем после т.н. «выборов» 2 декабря, я никогда и нигде не видел. Впрочем, какие выборы, таковы и их клинические анализы. Почти как шедевр на этом фоне вспоминались предтечные передачи Валентина Зорина, Мелора Стуруа, некоего Жукова, и других лузеров прошедшего века.
Я далек от мысли демонизировать Россию и ее вечно кривой «русский путь» или идеализировать Америку. В конце-концов все мы прошли стадию одноклеточности, пузырька, детской невежественности и пубертатной агрессивности. Быть может Россия вырулит?
Быть может все-таки создаст некую заветную альтернативу западным институциям демократии и свободы? Но уж очень эти все движения напоминают простую судорогу советизма. Советизма, который был не на восьмом месте экономически, а на втором, и рядом с которым пока никакой Путин с его карманными партиями не стоял. А ведь нет, взял и коллапснулся «великий и могучий», взял и рухнул, создав ту атмосферу пыли, вони и трупного разложения, которая характеризует 90-е годы. В эти 90-е годы Путин, насколько мне известно, не был диссидентом, а спокойно трудился на ниве нуворишества, причем у одного из либерастов Собчака! И поставлен он был Ельциным, а не собственным нулевым тогда рейтингом. Это было всего 8 лет назад, а не 80…
И тем не менее, у России есть выход. Он прост как лопата: учиться. Набираться ума и «хитрости», чтобы лучше толкнуть на барахолке пообносившуюся «русскую идею».
Если серьезно, то мой западный опыт также говорит о том, что русский народ является чрезвычайно талантливым и восприимчивым к учебе, акцептабельным на опыт. Он как минимум не хуже американского или любого другого народа. Только «квартирный вопрос» его испортил, вернее долгая жизнь в условиях коммуналки.
Тенгиз ГУДАВА, специально для PRO-TEST
Тенгиз Гудава - журналист, писатель, по образованию врач-биофизик, бывший диссидент и политзаключенный. В 1987 г. был освобожден из Пермского политлагеря с условием эмиграции. Обосновался с семьей в США. Долгое время работал редактором Русской службы радио «Свобода». В настоящее время сотрудничает с рядом консалтинговых фирм в Вашингтоне.
От редакции PRO-TEST. Заметим,что если рассматривать современную Украину в русле вышеприведенных размышлений Тенгиза Гудавы и провести параллели между нынешним политико-социальным развитием нашего государства и его северного соседа, можно придти к интересному выводу. Выходит, что весь тот сумбур и хаос, на неприятии которого и строились все "постмайданные" (после 2004 г.) предвыборные кампании ярых приверженцев пресловутой стабильности - "регионалов" - и есть тот самый болезненный процесс "обучения" и выздоровления от совкового менталитета, о котором не раз говорила та же Юлия Тимошенко. И, к сожалению, процесс этот более всего тормозится в Украине именно в русскоязычном (что не страшно) и "русскомыслящем" (все дело в этом) Донбассе. Хотя, несколько переиначим слова нашего коллеги, жители Донецкого края являются, вне всякого сомнения, "чрезвычайно талантливыми и восприимчивыми к учебе, акцептабельными на опыт" и т.п. и т.д. Чего, право дело, не скажешь о местной элите, а по совместительству и носителях "идеологии" ПР. Эти еще похлеще путинских номенклатурщиков - истинные "паханы", смешные со своими эполетами и бусами на мировом уровне". Да что там на мировом, они уже даже на теперешнем отечественном выглядят едва не реликтовыми ископаемыми - переросла их Украина. И Донбасс перерастет. Это вопрос времени...
Последние 5 статей
10 дней без права апелляции13.11.2015
За что судят Артема Фурманюка?
23.10.2015
Генетический код украинской нации
13.05.2015
Шахтерский "протест" и спешка Ахметова
30.04.2015
Метаморфозы комбата и депутата Константина Матейченко: из грязи в мрази. Ч.2 (ВИДЕО, Документы)
22.03.2015