Новости Украины. Новости Донецка
 
30 июня 2008 г.
поиск: Поиск
    Политика
    Экономика
    Социум
    Криминал, правоохранители, коррупция
    Земельный дерибан и рейдерство
    Чёрное золото
    ЖКХ-ликбез
    ЕВРО-2012
    ПРоФФесор форева!
    Персоналии
    Есть такое мнение
    Муниципалитет и Громада
    Города и веси Донбасса
    О СМИ и свободе слова
    Репортажи и фоторепортажи
    Обращения к власти
    Интервью


Загрузка...
РАБОТА И КАРЬЕРА
Загрузка...
Загрузка...
 

Публикации / Социум

29.05.2008 Харьковский метрополитен: право на работу отстояли, а дальше?

19 мая в Харьковском метрополитене прошло очередное заседание согласительно-примирительной комиссии по урегулированию трудового конфликта, начавшегося еще осенью прошлого года. Главным итогом этого раунда переговоров стало позитивное голосование за возвращение к прежней системе организации труда машинистов электровозов, с частичными модификациями, отвечающими требованиям современности. Что является увесистым вкладом в фундамент нормализации производственных отношений на данном предприятии. А 5 июня все участники переговоров дружно намерены встретится в последний раз и поставить жирную точку в затяжной эпопеи противостояния. Но будет ли исчерпан конфликт, если в нем, как у айсберга присутствует солидная подводная часть, обусловленная нерешенным вопросом собственности? 

Харьковский метрополитен, как государственное, режимное предприятие со статусом стратегического значения,  отсчитывает свою биографию с 1975 года. С тех пор первые руководители на нем менялись всего 5 раз. Оно и понятно – транспорт «любит» стабильность и спокойствие.
Но все это закончилось в 2006 году, когда к его руководству пришел Сергей Мусеев – человек «со стороны». Если  иметь ввиду его послужной список. Но зато он «заслуженно» считается протеже руководства областного совета и Харьковской мэрии, которые сразу после своего избрания возобновили  устремления перевести подземку в муниципальную собственность.

РеФФормы по-мусеевски

И взялся Мусеев, в полном соответствии со стереотипом поведения «завзятых» «регионалов» наводить порядки на вверенной ему территории. И начал, как водится, с  перепрофилирования санатория-профилактория «Дубовая роща». Раньше там имели возможность поправить здоровье члены 4-х тысячного коллектива, теперь это заурядный дом отдыха. Новая дирекция никак не могла смириться, что соцзащита работников столь убыточна. В итоге сегодня корпуса бывшего лечучреждения успешно сдаются в аренду разным «левакам», а летом прошлого года на его базе впервые за всю историю существования метрополитена не был открыт оздоровительный лагерь для детей сотрудников.

Потихоньку канули в Лету  столовые и буфеты, обеспечивавшие недорогим горячим питанием  занятых напряженным подземным трудом. Прекратили свое существование и производственно-бытовые комбинаты с душевыми кабинами, доставшиеся «в наследство» еще от метростроевцев.
Естественно, что на все эти «преобразования» Мусеев, по закону,  должен был спросить разрешения у коллектива. А точнее: у профкома. Но его председатель Юрий Боровой не согласился на роль простого статиста, визирующего своей подписью любой каприз администрации. Тогда его заменили, грубо вмешавшись в отчетно-выборную кампанию профсоюза.
По давно отработанной системе среднему звену управленцев была дана команда агитировать «против». Начальники подразделений подземки даже на профсоюзную конференцию сопровождали своих «подопечных», дабы проследить как они будут голосовать. И профком возглавил тот, кому доверял Мусеев

И пошло-поехало. Мусеев замахнулся на святая святых - фонд оплаты труда работников метрополитена. «Сторожевые псы» начальства, блестяще справившиеся с Боровым, требовали сатисфакции в виде солидного повышения окладов. Но где взять на это деньги, если ФОТ – не безразмерный?! Правильно: такой шаг безобидно именуется оптимизацией штатного расписания.

Работников стали вызывать по одному, уговаривать написать заявление о переходе «по семейным обстоятельствам», например, из линейных машинистов в маневровые. А это потеря в заработке полторы тысячи гривен. Кто ж на такое добровольно согласится? Одним обещали, что с наступлением зимы, когда количество составов возрастает, они вернутся на свое место, других просто прессовали, обещая, что они «все равно провалят собеседование».

Необходимо уточнить: в метрополитене, для машинистов электровозов предусмотрена следующая система: раз в два года, в обязательном порядке, они планово проходят переэкзаменовку. А в промежутке этого периода контроль осуществляется так: раз в полгода проходишь собеседование с замом начальника по эксплуатации, и раз в год – с начальником депо, которых в Харьковской подземке аж три: по одному на каждую линию. Вот так и пострадали  40 из 180 машинистов депо «Московское», уступив прессингу администрации.

Параллельно стала меняться сама система оплаты труда, в которой премиальная составляющая начала значительно превышать оплату по тарифу. А саму премию стали выдавать по принципу «хочу дам, а хочу не дам». У «своих» работников премия существенно увеличивала заработок, чем не могли похвастаться сотрудники из разряда «неблагонадежных». А точнее, те, кто на чем-то заартачился. Как, например, Александр Гордиенко, машинист электровоза с 25-летним стажем работы в Харьковском метро, который наотрез отказался получать повышенную премию «с откатом».

Но, главное, что подобными манипуляциями Мусееву удалось завуалировать снижение почасовой ставки. Машиниста. И в один «прекрасный» момент эта «гвардия метрополетеновского труда» обнаружила, что она упала с 10 грн. 47 коп.  до 8 грн.44 коп., хотя, за это время, наоборот должна была повыситься. Причем, уже четыре раза, с увеличением уровня «минималки» в стране.

Полным ходом шло уплотнение и рабочей нагрузки машинистов электровозов. Администрация свела к минимуму технические перерывы, предусмотренные техникой безопасности. Подобная «экономия» рабочего времени  привела даже к тому, что машинист потерял возможность предрейсового осмотра своего состава. Хотя несет полную ответственность за безопасность пассажиров, которых везет.

Укрощение строптивых

Не получив надлежащей защиты от своего профсоюза, машинисты «Московского» решились на создание  альтернативной профорганизации. В июле прошлого года они провели учредительное собрание первички Свободного профсоюза железнодорожников Украины (СПЖУ), являющегося частью Конфедерации свободных профсоюзов (КСПУ).

Неожиданная строптивость части коллектива и стремительный рост новой профорганизации, когда в считанные недели ее численность перевалила за сотню и в нее стали вступать работники другого депо - «Алексеевского», привели Мусеева в бешенство. К травле неугодных была подключена вся «карающая десница» Харьковского метрополитена во главе с ведущим ревизором.

В «черный четверг» - 29 августа прошлого года неожиданным проверкам подверглись сразу 17 машинистов, которым предложили пройти переэкзаменовку. Причем, претензии были выдвинуты ревизорами  вполне смешные: у кого кабина не подметена, у кого пепельница – полная, а у кого-то одной пуговицы на мундире не хватает.

Шестеро машинистов отказались от сдачи экзамена. Их» уволили с записью в трудовой книжке о неполном служебном соответствии. Однако, не желая участвовать в экспериментах с техникой безопасностью,  а также, в знак солидарности с незаконно  уволенными, на протест поднялся  «золотой фонд» метрополитена. 15 машинистов-ветеранов, асов своего дела, подали заявления на расчет с одной и той же формулировкой: «в связи с невозможностью исполнять служебные обязанности, не подвергая опасности свою и чужие жизни». Именно, такую причину допускает ст. 6 КЗоТа.
 
Мусеев не торопился подписывать эти заявления. В таком случае, машинисты продолжали приходить на смену, отмечались, составляли акт о своем присутствии на работе, но к выполнению своих функций  принципиально не приступали.

Этот производственный конфликт был, благодаря юристам КСПУ, оформлен как трудовой спор, со всеми вытекающими из законодательства последствиями. С подачей требований в Трудовой арбитраж и Национальную комиссию по примирению. Что, в свою очередь, позволило официально обратиться в Минтранс Украины с требованием провести проверку финансово-хозяйственной деятельности метрополитена под руководством Мусеева, а также расторгнуть с ним контракт.

Между тем, игра на нервах противников – машинистов и Мусеева - продолжалась почти месяц. Пока в один подходящий момент к бастующим не подогнали автобус, не затолкали в него солидных ветеранов труда и не привезли в управление метрополитена. Где им всем и выдали трудовые книжки с записью об увольнении за «прогул»?!

Это – вполне по-мусеевски: раз уж увольнять – так с «музыкой»! Чтоб и остальным неповадно было заявлениями бросаться, да чтоб и на другую работу нигде не взяли?!
21 машинист Харьковского метро обратился в суд с исками о незаконном увольнении. А потом потянулись недели, превращающиеся в месяцы. Мусеев лютовал, не допуская, чтоб на предприятии кто-нибудь хоть на словах поддерживал «бунтовщиков».

- В коллективе выявлялись родственники уволенных (а у нас таких много), на которых устраивалось гонение. Я тоже из династии - вспоминает Александр Юденко, самый молодой из уволенных машинистов,- Мой покойный уже отец здесь проработал 35 лет, старший брат и его жена – тоже работники метро. Но только у нас с братом фамилии разные, и это позволило ему избежать репрессий. А вот на мать мою, которая работала в бухгалтерии, администрация навалилась всем своим весом. Когда не получилось меня «вразумить», что б я отступился, ее вызвали и потребовали написать объяснительную о какой-то, якобы, недостаче в 7 тыс. грн., имевшей место еще в 2001 году. Она пояснила, что работает только с 2003 года. Тогда спустя две недели затишья ей предъявили новый, неизвестно откуда взявшийся «счет» на 2 тыс. грн.. Короче, не выдержала она: написала заявление на расчет. Так, представляете, ей книжку трудовую отдали, а причитающиеся расчетные деньги в сумме 1300 грн. - нет. Так сказать, удержали как «долг предприятию», и пригрозили еще подать на нее в суд за непогашенные 700 грн.. Да что там говорить! Как у нас ветеранов, заслуженных людей, которые открывали это метро, обижали! Вынуждали увольняться под ночь, а утром вновь принимали на работу. Что б только не платить им 500-600 грн. выслуги!

На фото: Александр Юденко

Палатки на площади Свободы
  
Неработающим уже 5 месяцев машинистам нужно было как-то выживать и кормить свои семьи. И они решились на отчаянный шаг - на голодовку. Тактику акции разработали верно: нельзя рисковать здоровьем всех и сразу.

11 февраля на знаменитой Площади Свободы в Харькове, самой большой в Европе, напротив здания облгосадминистрации были установлены две палатки и 7 машинистов электровозов начали бессрочную голодовку. Рядом с палаткой закрепили и ящичек для пожертвований в забастовочный фонд. По словам Владимира Демиденко, председателя Харьковского подразделения КСПУ ежедневный сбор средств от сочувствующих харьковчан составлял до 80 грн., в среднем. Сбрасывались между собой «на правое дело» и оставшиеся на своих рабочих местах машинисты и другие работники метро. Что, в целом, немного поддержало семьи безработных.

Реакция местных властей была разной. Губернатор Арсен Аваков пообещал разобраться в трудовом конфликте. Зато мэрии Харькова, как и председателю облсовета, голодовка машинистов подземки сразу не понравилась. И было решено через суд оспорить законность ее проведения на площади Свободы. Трижды мэр Михаил Добкин проиграл судебный спор юристам КСПУ, и палатки остались на площади на законных основаниях.

Приказ из Минтранса об отстранении Мусеева от выполнения им служебных обязанностей на время проведения проверки и назначении на должность первого руководителя Геннадия Броншпака подоспел вовремя. У одного из голодавших – Виктора Чижова произошло обострение язвенной болезни желудка, и ему вызвали машину «Скорой помощи». Прибывшие на площадь врачи заодно подвергли обследованию самочувствие и других протестантов. Результат: 5 из семи были госпитализированы.

- Я тоже был в числе попавших в больницу,- признается Олег Анистратенко, председатель контрольно-ревизионной комиссии СПЖУ, работник метро с 1983 г.. - Начало скакать давление. И мои взрослые дети – сын и дочки, приезжавшие проведать меня на площадь, как раз по поводу гипертонии и беспокоились. Но ни разу не потребовали от меня бросить это дело, отойти в сторону. Они знают, что человек я - не конфликтный: один из всех забастовавших согласился сдать экзамен. И хочу уточнить: не столько за зарплату мы уперлись, сколько – за свои права. Наболело: нельзя прощать унижения, хамского отношения к людям, мата на производственных совещаниях, где присутствует много работниц. Понимаете, здесь столкнулись две системы ценностей. Машинисты знают, что их труд уважаем. Они требовательны к себе, десятилетиями шлифуют свое мастерство. Они не привыкли, чтоб о них так вытирали ноги, как это умел делать Мусеев. Потому мы и поднялись. Нельзя таким, как наш бывший начальник, позволять руководить людьми. Надо взашей их гнать, причем со всех предприятий страны.

Когда мы едины – мы непобедимы

Впрочем, «выпавших из обоймы» голодающих изготовились заменить другие безработные машинисты. Но и.о. начальника метро Броншпак их упредил: одним из своих приказов возобновил работу примирительной комиссии, которую обязал найти компромисс с уволенными машинистами, и урегулировать производственный конфликт. Члены Свободного профсоюза согласились приостановить голодовку. Также была назначена дата встречи нового начальника метро с коллективом депо «Московское», на которую  машинисты, как один, явились. Но…

Собрание не состоялось: Мусеев по решению местного суда вернулся в свой рабочий кабинет. И аннулировал все приказы временно исполнявшего. В ответ на это, 89 машинистов, составляющих третью часть от общего количества водителей электропоездов Харьковского метрополитена, сделали официальное заявление о своем присоединении к голодовке!
Руководители КСПУ всех уровней едва удерживали работников от столь масштабных действий, которые, наверняка, парализовали бы работу главной транспортной артерии бывшей столицы Украины. А этого никак нельзя было допустить.
К тому времени, уже проверка КРУ выявила 69 млн. грн. материального ущерба, нанесенного Харьковскому метрополитену во времена бурной деятельности Сергея Мусеева. 

Перестановки в руководящем звене метрополитена, переговоры с профлидерами и незаконно уволенными машинистами дали свои плоды: 16 из 21 были восстановлены на работе, согласившись приостановить судебные разбирательства по этому поводу. Пятеро машинистов, правда, не поверили в благие намерения дирекции и решили идти до конца, рассчитывая «на полную катушку» наказать своих обидчиков и получить компенсацию за вынужденный прогул.

- Но и восстановленные на работе машинисты  внакладе не остались, - делится своими соображениями Владимир Демиденко. - Их восстановили с сохранением классности, сберегли непрерывность трудового стажа. На них распространяются все льготы, предусмотренные коллективным договором, в том числе и выплаты по выслуге лет. На курсах повышения квалификации они будут получать средний заработок в том размере, каким он был у них до увольнения. Так как, выплатить зарплату за время конфликта администрация не может (нет такой нормы в законодательстве, а вынужденный прогул дано квалифицировать только суду), то метрополитен согласился частично компенсировать ущерб восстановленным на работе в виде разовой материальной помощи, довольно солидного размера.

А хозяин – кто?

Стало быть, администрация метрополитена пошла на беспрецедентные уступки, и можно говорить о чистой победе человеческого достоинства над чванством, алчностью, хамством.

Но вот, на одном из публичных «круглых столов», посвященных разрешению этого конфликта, всплыла интересная информация, не получившая, однако, развития. В эфире местного канала прозвучало, что, вроде бы Винский дал предварительное согласие на передачу Харьковской подземки в муниципальную собственность. Чем руководствовался министр – не трудно догадаться: соображениями меньшей нагрузки на госбюджет. Ставленник «Партии Регионов» Мусеев войну с коллективом проиграл: его место занял депутат облсовета от БЮТ Броншпак, чьи интересы лоббируют одновременно и Аваков и народный депутат Украины Александр Фельдман.
 
Как показывает богатый опыт, в том числе и донецкий, «регионалам» не нужна собственность, в которую требуется   инвестировать и инвестировать, как в бездонную бочку. Скорее, наоборот, они привыкли без особых затрат выкачивать оставшиеся соки из бывшей госсобственности. А еще лучше, если у приватизированного производства сохранятся госдотации, что б можно было еще и нажиться на бюджетных денежках. Впрочем, неизвестно еще, зачем Харьковский метрополитен нужен Авакову с Фельдманом?

Зато профком СПЖУ уже высказался, пусть пока и осторожно, за сохранение прежних социальных льгот для работников метрополитена и после смены собственника. Профлидеры явно сомневаются, что областная власть сможет удержать их на прежнем уровне. Тем более, что подвижной состав подземки сегодня изношен на 80% (а, например, электрощитовые шкафы приходится подпирать лопатой),  внеплановые выбросы грунта в результате трещин и сверхнормативные просадки тоннелей требуют нешуточного внимания и финансового участия. А потому победившим профсоюзом уже запущен «пробный шар» в виде пожелания вернуть в кресло начальника Харьковской подземки их старого, домусеевского, руководителя Михаила Паламарчука.
 
По какому пути пойдет развитие событий вокруг Харьковской подземки, покажет ближайшее время, которое, увы, не гарантирует, что новый скандал   не за горами.    

Екатерина ФУРМАНЮК, газета "Громадська Правда", специально для PRO-TEST

Другие статьи этого автора:

Развитие Украины от Рыбака, Ахметова и прочей компании: лечите туберкулез «ширкой»!

Как менты правозащитников, желающих помочь семьям горняков, погибших на шахте им. Засядько, прессовали

Донецкий гамма-фон для Евро-2012

Улетная полоса, или, как и почему «Донбассаэро» попало на баланс Донецкого горсовета

PRO-TEST


обсудить в форуме



  Введите здесь результат операции


Предыдущие публикации

21.05.2008 Донбасс не дружит с украинским языком

Донецкий городской совет принял решение о недопущении планового увеличения числа учащихся на украинском языке и расширения сети украиноязычных школ и классов в столице Донбасса. Это на самом деле было не столько провокацией, сколько обычным пиар-ходом.

19.05.2008 «Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков»

Пенсионер витренковец из Горловки, который сжег палатку Тимошенко, намерен заехать по уху Луценко.
Судебное слушание в Ц.-Городском суде Горловки, начавшееся  в декабре прошлого года, зашло в тупик – уголовное дело по обвинению Владимира Ильича Цанги по части 2 ст. 194 УК Украины (умышленное уничтожение или повреждение имущества) отправлено на доследование.

19.05.2008 Триумф российского спорта – триумф демократического синтеза!

В чем причина спортивного прорыва России? Ответ не лежит в плоскости только спорта. Собственно спорт, как любая большая отрасль человеческой деятельности, корнями уходит в общую цивилизационную корневую систему, зерном которой является логика, воля – человеческий гений.

17.05.2008 Вакцина "КаКа": афера, геноцид, невежество и беззаконие

Когда я вникаю в ситуацию с нынешней вакцинацией всех молодых граждан Украины против кори и краснухи, я не могу понять, что послужило причиной для ее проведения. Похоже, тут одно из двух: либо кто-то решил нажиться на здоровье наших сограждан, либо кому-то понадобилось чем-то срочно привить всю репродуктивную часть украинской нации.
Других вариантов, увы, не вижу.

17.04.2008 Как развивается демократия в Украине?

В последнее время в Украине активизировались разговоры о том, что по уровню демократического развития она опережает остальные страны СНГ. Недавно об этом в очередной раз заявил Виктор Ющенко, отметив, что Украина признана «единственной на постсоветском пространстве свободной страной» по данным «авторитетных международных организаций». Впрочем, невзирая на всю свою позитивность, этот факт нуждается в некоторых уточнениях.

 
Новости Украины Публикации Письма читателей Политические анекдоты Справочная информация
Форум
© 2007, PRO-TEST.   Создание сайта студия XOR    RSS