Генпрокурор сам опубликовал, и другим велел
Все областные прокуроры должны обнародовать декларации о своих доходах и доходах своих родных. Такой приказ подписал 21 июня 2011 г. Генпрокурор Украины Виктор Пшонка. И тут же сам подал пример, обнародовав свои заработки. В прошлом году Генпрокурор заработал 853 тыс. грн. Из них — 153 тыс. грн. — дивиденды, проценты, роялти. 303 тыс. грн. — зарплата. Одновременно чиновник получил материальную помощь в размере 45 тыс. грн. Происхождение других 352 тыс. грн. — не указано. Генпрокурор имеет два земельных пая, полквартиры и два гаража. Правда, машины, как указано в декларации, Пшонка не имеет. Совокупный доход жены генпрокурора, Ольги Пшонки, в прошлом году составил 554 тыс. грн. В частности: 32 тыс. грн. — дивиденды, проценты, роялти, 6 тыс. грн. — материальная помощь, 12 тыс. грн. — доход от научной, преподавательской, творческой деятельности, авторское вознаграждение, 421 тыс. грн. — зарплата. Происхождение еще 81 тыс. грн. не указывается.
Вслед за Пшонкой на официальном сайте Генпрокуратуры были опубликованы декларации о доходах других членов коллегии Генпрокуратуры, то есть всех руководителей ведомства.
Этот шаг руководство Генпрокуратуры объяснило так:
«Законом Украины «О доступе к публичной информации», вступившем в силу 9 мая 2011 г., не предусмотрено требование относительно обязательного предания гласности Генеральным прокурором Украины и его заместителями деклараций о собственных доходах и доходах членов их семей.
Не содержит этих требований и Закон Украины «О прокуратуре».
Такая обязанность возложена на них ст. 12 Закона Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции в Украине», который подписан Председателем Верховной Рады Украины и передан на подпись Президенту Украины. В случае подписания Закона, отмеченная норма вступит в силу лишь с 1 января 2012 г.
В то же время, учитывая наличие запросов о предоставлении такой информации, а также исходя из принципа открытости и прозрачности деятельности Генеральной прокуратуры и ее должностных лиц, Генеральным прокурором Украины и всеми членами коллегии Генеральной прокуратуры принято решение о предании гласности деклараций за 2010 г. полном объеме».
Нужно отметить, что Закон «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» Янукович, по его словам, подписал 7 июня 2011 г., и он вступил в силу с 1 июля 2011 г., за исключением ст. ст. 11 и 12, которые будут задействованы с 1 января 2012 г. В этих статьях как раз оговорено обязательное декларирование госслужащими имущества, доходов, расходов и обязательств финансового характера, а так же определены меры специальной проверки лиц, претендующих на занятие должностей, связанных с выполнением функций государства и или местного самоуправления, и меры финансового контроля.
Как хорошо быть прокурором!
«Чем вы отличаетесь от руководства Генеральной прокуратуры? Что у вас такого тайного в декларациях, что вы не хотите показать?», — вопрошал подопечных Генпрокурор Пшонка, заставляя их опубликовать сведения о доходах.
И областные прокуроры вынуждены были сделать достоянием гласности свои заработки. При этом они обязали проделать тоже самое подчиненных им прокуроров районов и городов.
Опубликовав доходы, руководство Генпрокуратуры (прежде всего сам Виктор Пшонка) тут же оказалось в эпицентре общественного возмущения. Средства информации сразу же запестрели заголовками — «В декларации о доходах Виктора Пшонки много белых пятен», «Генпрокурор заработал первый миллион», «Прокуратура показала доходы: Пшонка всех богаче», «Генпрокурор с женой за год заработали более миллиона» и т. д. Особо ерничали масс-медиа по поводу материальной помощи, которая за счет госбюджета выплачивается миллионерам в прокурорских погонах — «Миллионер Пшонка не может без матпомощи», «Генпрокурор, имея миллион в банке, взял материальную помощь», «Миллионер Пшонка получил 45 тысяч материальной помощи» et cetera.
Логика подобных возмущений строилась по известному принципу. 45 тыс. грн. матпомощи далеко не бедному Генпрокурору, в частности, были выплачены за счет налогоплательщиков. Средняя зарплата по стране к декабрю 2010 г. достигла 2629 грн.в месяц. То есть, только материальной помощи Генпрокурор получил в 1,4 раза больше, нежели может за год заработать среднестатистический украинец. Это при том, что по данным опроса портала «МояЗарплата», 62,16% украинцев в 2010 г. получали зарплату ниже средней. Из них 29% зарабатывали меньше средней зарплаты, 24,43% — сумму, примерно равную минимальной зарплате, а 10,73% — и вовсе меньше минималки.
Учитывая последовательно проводимую правительством Азарова бюджетную политику, направленную на сокращение социальных гарантий для простых смертных с одновременным увеличением финансирования силовых ведомств и госаппарата, надо полагать, имущественное расслоение между «плебсом» и «начальством» будет приобретать все более циничные формы. Ведь материальную помощь (фактически речь идет об одноразовой выплате при уходе в отпуск в размере месячного оклада) регулярно получает не только Генпрокурор, но и другие прокуроры. Такую помощь получают и в других ведомствах, в том числе регулярно «оздоровляются» за счет налогоплательщиков даже высшие министерские чины. Это предусмотрено постановлением Кабмина Украины от 09. 03. 2006 г. № 268 «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов».
Впрочем, прокурорские работники и без материальной помощи неплохо себя чувствуют. В Законе Украины «О прокуратуре» имеется целая ст. 49, гарантирующая прокурорам относительно безбедную жизнь.
Согласно этой статье, зарплата прокуроров и следователей прокуратуры состоит из должностных окладов, надбавок за классные чины, выслуги лет, и эти выплаты, как сказано в законе, «должны обеспечивать достаточные материальные условия для независимого исполнения служебных обязанностей, а так же закрепления квалифицированных кадров».
Прокурорам и следователям предоставляется ежегодный отпуск продолжительностью 30 календарных дней. Аттестованным работникам прокуратуры, имеющим стаж работы в органах прокуратуры свыше 10 лет, предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск: после 10 лет— 5 календарных дней, после 15 лет — 10 дней, после 20 лет — 15 дней.
Прокуроры и следователи по служебному удостоверению бесплатно пользуются всеми видами транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси); во время командировки пользоваться правом бронирования мест: в гостиницах и на всех видах транспорта, а также внеочередного приобретения проездных документов.

Для сравнения: декларации об имущественном состоянии и доходах заместителя Генерального прокурора Украины Юрия Ударцова (бывшего прокурора Донецкой области) и заместителя прокурора Донецкой области и одновременно прокурора Донецка Александра Ольмезова; Ольмезов в отличие от Ударцова, зарабатывает вместе с близкими родственниками более полмиллиона в год, но, как и другие прокуроры области, — бомж, не имеющий ни жилья, ни земли, ни транспорта.

Прокуроры и следователи прокуратуры обеспечиваются жильем в первоочередном порядке. Прокурорам и следователям прокуратуры, а так же пенсионерам из числа прокуроров и следователей прокуратуры, при условии, если размер предоставленных льгот в денежном эквиваленте вместе со среднемесячным совокупным доходом работника за предыдущие шесть месяцев не превышает величины дохода, дающего право на налоговую социальную льготу предоставляется льгота по 50% скидке платы за занимаемое ими и членами их семей жилье, коммунальные услуги (водоснабжение, газ, электро- и теплоэнергия) и пользование квартирным телефоном в пределах норм.
В ТЕМУ:
"Донецким" Киев - не указ!", или Горловские "законники" вне закона (ФОТО)
Выборочное правосудие: украинские прокуроры как каста неприкасаемых (ФОТО, Документы)
Под кого Генпрокуратура готовит свой новый законопроект (Шокирующие ФОТО)
Хищный оскал донецких прокуроров (ФОТО)
О том, на какие "отпускные" отдыхают милицейские и прокурорские чины и судьи в Харькове
Прокуроры и следователи прокуратуры, назначенные на работу в другую местность, в течение шести месяцев обеспечиваются исполкомами местных Советов благоустроенным жильем во внеочередном порядке. Они имеют также право на первоочередное устройство детей в дошкольные заведения и установку квартирного телефона. Местные Советы могут продавать на льготных условиях жилые помещения работникам прокуратуры со скидкой до 50% его стоимости. Областные, городские, районные и приравненные к ним прокуроры, проработавшие в органах прокуратуры не менее 25 лет и достигшие пенсионного возраста или ставшие инвалидами во время работы, после увольнения из органов прокуратуры в случае переезда в одну из выбранных местностей, где они работали или проживали, обеспечиваются благоустроенным жильем в первоочередном порядке.
Безнаказанность, возведенная в закон
Судя по декларациям о доходах прокуроров Донецкой области, скрывать им действительно есть чего. Ни один из них (!!!), начиная с прокурора Донецкой области Романа Андреева, заканчивая природоохранными и транспортными прокурорами, не указал о находящихся в их собственности или в собственности близких родственников автотранспорте, недвижимости и земельных участков (с декларациями можно ознакомиться на сайте прокуратуры Донецкой области).
Сколько зарабатывают прокуроры Донецкой области и их родственники, согласно их декларациям об имущественном состоянии и доходах (грн.):







В поголовно безземельных, «безлошадных» и бездомные прокуроров, честно говоря, верится с трудом. Представить украинского прокурора без хорошего автомобиля, приличного жилья и прочих атрибутов сытой жизни нынче так же трудно, как и представить комбайнера, шахтера или сталевара, добирающегося на работу на собственном Ferrari. Тем более, что многие из прокуроров в своих декларациях указали суммы, потраченные на содержание принадлежащего им имущества. То есть, имущество имеется, но предъявить его общественности никто из прокуроров не рискнул.
Декларации об имущественном состоянии и доходах прокуроров области, судя по дате их заполнения (в основном, вторая половина марта текущего года), как раз и являются теми самыми декларациями, которые все украинские госслужащие, согласно ст. 13 Закона Украины «О государственной службе» обязаны ежегодно подавать в налоговую по своему налоговому адресу, как правило, до 1 апреля.
Главное управление госслужбы Украины неоднократно сообщало о результатах проверок деклараций о доходах, финансовых обязательствах и имущественном состоянии различных госчиновников. Оказывается, около 80% чиновников предоставляют недостоверную информацию при декларировании доходов. Похоже, что среди главных блюстителей законности Донецкой области этот показатель стремится к 100%.
Впрочем, украинское законодательство, гарантирующее для прокуроров и других госчиновников комфортную социалку, никакой ответственности за сокрытие своего действительного имущественного состояния не предусматривает. Декларация о доходах не относится к налоговой отчетности. Соответственно, нормы налогового законодательства в части ответственности за неподачу декларации или предоставление недостоверных данных в данном случае не применяются. Украина — не США и не страна Евросоюза, и даже не Россия, где чиновники высшего и среднего ранга в обязательном порядке должны публиковать свои декларации, которые они отправляют в налоговую (в России это правило распространяется и на руководителей госкорпораций). Иначе запросто можно лишиться кресла. Как и за недостоверную информацию при декларировании доходов.
У нас же, теоретически, согласно Закону Украины «О государственной службе», неподача декларации или ее предоставление с неправдивыми сведениями тоже может стоить чиновнику кресла. Правда, таких прецедентов пока не было. Максимум, что грозит госслужащему за неправдивую информацию — административная ответственность в виде штрафа в размере от 15 до 25 необлагаемых минимумов доходов граждан. И то только после проверки декларации правоохранительными органами, составлении протокола о правонарушении и принятия судом решения о привлечении лгуна к ответственности. Но какие же правоохранительные органы рискнут проверить прокурора, если он по тому же Закону Украины «О прокуратуре», не только осуществляет надзор за соблюдением законов, применяя меры «к устранению нарушений закона, от кого бы они не исходили», но и координирует (читай — руководит) деятельность всех правоохранительных органов.
Получается, как в кино — кто же его посадит, он же памятник?!
Василий ПРОБАЧАЙ, редактор газеты «Земля, Люди и Власть», специально для PRO-TEST
Последние 5 статей
Не лейте воду на мельницу Порошенко!15.07.2014
ДНР как "Матрица" Ахметова (+ ФОТО, ВИДЕО)
02.07.2014
Раскол Донбасса: проблема не в политике — с интеллектом «масс»
26.06.2014
Пора позбавити зрадника України Ахметова надприбутків за кошт держави
22.06.2014
Об украинском маршале Петэне, оксюмороне Петра Порошенко и ново-старом химически-олигархическом соединении в виде Удара-ПР-КПУ
22.06.2014

