30.10.2008 Голая правда об успехах крупнейшего нефтетрейдера Донбасса
Всяк Кулик своё болото хвалит
Но на «Параллели-М Лтд» интересы хозяев компании, права рабочих и правила охраны труда не пересекаются.
Они работали в компании «Параллель» - одной из ведущих на Донбассе фирм-нефтетрейдеров, владеющей, по данным опроса Интернет-издания AutoWeek.com.ua, лучшей сетью АЗС в регионе. В компании, заявляющей на все лады о том, что главным фактором её успеха, её бизнес-кредо являются её сотрудники – «люди, которые ежедневной добросовестной работой обеспечивают эффективную работу сети», высокая квалификация которых, их профессиональный и творческий потенциал «позволяют предприятию развиваться в конкурентной среде и постоянно внедрять новые решения».
Теперь их осталось работать…
Впрочем, точное число водителей бензовозов со стажем, которые не один год изо дня в день работают на обслуживании автозаправок «Параллели», назвать сегодня трудно. Потому как большинство из ветеранов уже уволились, а остальные – на промежуточном этапе. Как, например, Дмитрий Барышев.
- Я 8 сентября взял расчет, - говорит вполне молодой, крепкий парень. – Но это официально, по бумагам и трудовой. А на самом деле, у меня счеты с дирекцией предприятия только начинаются.
Как выяснилось, группа водителей-ветеранов уже более года борется за свои трудовые права с администрацией акционерного предприятия. Почти сразу после того, как компания «Параллель» объединилась с сетью АЗС под торговой маркой «Гефест», а генеральным директором ОАО с апреля 2007 года стал бывший банкир, он же – бывший обувщик, он же – последний «генерал» «Гефеста» Дмитрий Кулик.
- До этого момента, - рассказывает уволенный совсем недавно Владимир Губский, - мы обслуживали всего 7 заправок. Работали как нормальные люди, со всеми вытекающими трудовыми правами. А когда Кулик приплюсовал к имеющейся сети автозаправок еще 67 «гефестовских», не стало ни сна, ни отдыха. Но если бы только это! С весны прошлого года нам перестали платить командировочные, сверхурочные, а заработки застыли, как вкопанные.
В целом, по рассказам водителей (их официальное место работы - ООО «Параллель-М ЛТД»), с приходом на фирму нового руководства их работа превратилась в каторгу. Во главу угла, вопреки пиар-заявлениям о том, что главным стержнем политики компании является забота о сотрудниках и создание комфортных условий для работы, стало требование максимально увеличить эксплуатационную нагрузку на машины – при минимальном кадровом составе шоферов. Даже если выполнение этой задачи превышает все мыслимые и немыслимые физические ресурсы людей.
- Раньше в наши обязанности входило явиться в 7 часов утра на работу, пройти осмотр у врача, взять путевку и до окончания смены выполнить наряд. Теперь же мы работаем с семи утра и до упаду, - рассказывает водитель Владимир Губский. - Обычно первая ходка по городу, а вторая – дальняк. Причем, на вторую начинаешь грузиться, часто-густо, только в 8-9 часов вечера. И гонишь на Кировоград, Сумы, Харьков, Мелитополь, Крым. Если спать не ложиться – это сутки ехать. И начальство интересует только одно – делай как хочешь, но чтобы машина из рейса вернулась к новому наряду.
- Заметьте, - дополняет исповедь товарища его коллега Александр Холомша, - что это требование является прямым нарушением не только трудового законодательства, но даже правил дорожного движения. Ведь мало того, что водители большегрузных автомобилей, тем более – перевозящие горючий, взрывоопасный груз – не имеют право работать за рулем больше 6 часов в сутки, но и машины с грузом 30 тонн и более на борту не имеют права передвигаться по трассе со скоростью больше 60 км/час. И начальство прекрасно понимает, что с такой скоростью за ночь смотаться в Кировоград и вернуться обратно в Донецк никак не возможно. И, тем не менее, требовали именно такой «прыти», практически принуждая нас к нарушению ПДД. А когда этой зимой Андрей Вшивков ночью, в гололед (категорически запрещено выпускать бензовозы в таких условиях на трассу!) на объездной дороге между Ясиноватой и Макеевкой попал в аварию (там шесть машин столкнулось!), то администрация просто умыла руки. Ничем не помогла водителю. Нам пришлось вместе складываться, чтобы насобирать на ремонт! А это, уж не помню точно, что-то около 15-20 тысяч гривень. Машины-то у нас импортные – Scаnia, DAFы…

Надо признать, что водители «Параллели» с новыми «правилами» и «распорядками», установленными пришельцами из «Гефеста», поначалу мирились. Вернее сказать, «присматривались» к ним. Хотели посмотреть, во что они выльются, как отразятся на заработках. Ведь не секрет, что каждому хочется заработать, а работягам, умеющим выжимать из себя и машины максимум, на что они способны, иной раз даже в охотку «сверхурочные» - лишняя копейка никогда не помешает.
Но оказалось, что никто и не думал с водителями расплачиваться за их недосып, физические перегрузки и самоотверженное пренебрежение личной безопасностью. Их зарплата месяц за месяцем оставалась прежней – 2-2,5 тысячи на руки за месяц. Потому как в табульках каждому исправно проставляли по 168 отработанных часов – ни больше, ни меньше. Всё, как «по закону» - из расчета 8-часового рабочего дня!
И терпение водителей лопнуло. В августе прошлого года они группой обратились в территориальную госинспекцию труда в Донецкой области жалобой на нарушение требований трудового законодательства дирекцией ООО «Параллель-М Лтд». Реакция была молниеносной.
- Когда приехала проверка на офис, - вспоминает Дмитрий Барышев, - сразу вызвали бухгалтеров, подняли путевые листы, товарно-транспортные докладные. И по документам сразу стало очевидно (указаны общий объем перевезенного груза, номера АЗС, на которые доставлен груз, общий пробег автомобиля), что без двойной – минимум! – переработки и без нарушений инструкций по технике безопасности водители никак не могли справиться с выполненными нарядами. Выходило, что в путевых листах – явная липа – 8 часов!?.
- В общем, - продолжает Дмитрий, - начальство спорить с госинспекцией, как мы поняли, не стало. Быстренько прекратили разговор, пообещав исправиться. И на том чиновники свою работу посчитали выполненной. Мы уже год, как пытаемся и на личном приеме у начальницы инспекции Гуртовой, и через нанятого нами адвоката получить официальный государственный документ о результатах той августовской проверки, и никакого толку. Нам отвечают, что мы «никто», а информация, которую мы просим, является «конфиденциальной», и она нас «не касается!».
Как же исправились работодатели перед своими рабами? А очень просто: как это водится в нашем правовом государстве, после отбытия госпроверки вызвали подписантов в контору, и сказали, что все будут уволены, кто жаловался, или будет еще продолжать «качать права».
- Нет, конечно, - вспоминают члены попавшей в немилость группы, - сам Кулик мараться с нами не стал. Его позицию изложил нам замдиректора по работе с безналом Саша Даниленко (его сейчас уже нет, его тоже уволили). Он нам прямо сказал: «Вы ничего не добьетесь, зря стараетесь. У нас деньги есть, мы заплатим и выкупим любую бумажку, но вам ничего не заплатим и платить не будем». А начальник транспортного отдела Павел Юрьевич Гребнев потом бегал и допытывался: «А ты есть в списке? Напиши отказ, а то уволят». Не знал, шоха, что его еще раньше уволят – зимой, в декабре…
Ветераны продержались, действительно, дольше. Из тех 14 человек, что обратились в прошлом году за защитой своих прав в госинспекцию по охране труда, (и могут до сих пор добиться вразумительного ответа на свою жалобу) в «живых» осталось только двое. Да и те не уверены, что смогут удержаться на предприятии.
Профсоюза на «Параллели», хоть старого, «официального», хоть нового, «независимого», как изначально не было, так и нет. И обратиться за помощью и советом – не к кому. Нет и простой товарищеской поддержки в трудовом коллективе. Потому что весь кадровый состав водителей теперь состоит из «молодняка» - ребят, которые, в большинстве своем, либо никогда прежде нигде официально не работали, и потому не имеют даже элементарного понятия о своих трудовых правах, а, значит, воспринимают установленные начальством порядки как должное. Либо из зрелых мужиков, которые до приема на «Параллель» были уже так измордованы нуждой, безработицей и безденежьем, что теперь согласны на любые унижения и издевательства, лишь бы иметь постоянные 2 тысячи в месяц и хоть какое-то отражение работы на «хозяина» в трудовой книжке - для пенсии.
Как долго продержится новый трудовой «набор» в предприятии с очень ограниченной ответственностью (хозяев-работодателей перед трудящимися) – неизвестно. Каторжные условия труда и рабское бесправие не способствуют стабильности кадров. Многие новички рассчитываются уже спустя месяц-два после трудоустройства на лучшую региональную сеть АЗС. А тех, кто продолжают, стиснув зубы, молча тянуть лямку, ожидает еще большее испытание: недавно пресс-служба компании сообщила о том, что служба безопасности «Параллели» установила спутниковую систему дистанционного мониторинга эффективности работы бензовозов, поставляющих топливо на бензозаправки. Подчеркивается, что эта система позволяет «отслеживать местонахождение бензововзов в любой точке земного шара, просматривать маршрут и параметры движения транспорта (остановки, заправки, фактический пробег, скорость движения), что полностью решает проблему хищений топлива и исключает возможность злоупотреблений со стороны сотрудников». И, если раньше начальник транспортного цеха контролировал «водил» ночными звонками по мобильному: не спи, мол, дави на газ, время – деньги!, то теперь будет элементарно наблюдать за «терпилами» через экран спутникового монитора: «Не спать! Работать!! Работать!!!».
Евгений ПЕНЬКОВ, "Громадська Правда"
PRO-TEST
|