Загрузка...
Новости Украины. Новости Донецка
 
02 марта 2009 г.
поиск: Поиск
    Политика
    Экономика
    Социум
    Криминал, правоохранители, коррупция
    Земельный дерибан и рейдерство
    Чёрное золото
    ЖКХ-ликбез
    ЕВРО-2012
    ПРоФФесор форева!
    Персоналии
    Есть такое мнение
    Муниципалитет и Громада
    Города и веси Донбасса
    О СМИ и свободе слова
    Репортажи и фоторепортажи
    Обращения к власти
    Интервью


Загрузка...
РАБОТА И КАРЬЕРА
Загрузка...
Загрузка...


 

Публикации /

27.02.2009 Автосбор: конфликт украинской и американской логики

10:44 МВФ не спасет Украину, - Пинзеник
10:37 Рынок недвижимости в Донецке разделился на две неравные части
10:35 Следствие по делу «одесского мажора» - Феликса Петросяна продолжится
10:00 Сегодня начинается Великий пост
09:54 Курсы валют НБУ на 2 марта
17:06 Перемирие Ющенко, Тимошенко и Литвина может укрепить гривню
17:04 Депутаты от БЮТ подозревают спикера Запорожского облсовета в коррупции
Загрузка...

Здравая идея заложить автотранспортный сбор в цену бензина родилась в самом БЮТ. Но коалиция и Кабмин на пути к автомобилистам не смогли «объехать» интересы торговцев бензином.

На следующей неделе парламент вернется к вопросу автотранспортного сбора. Во втором чтении будет рассматриваться законопроект коммунистов, определяющий ставки для различных автомобилей. По нашим данным, ко второму чтению этот проект могут объединить с правительственным вариантом, в котором ставки чуть выше, чем у КПУ.

Для наглядности мы подсчитали, сколько будет составлять налог на примере автомобилей двух сотрудников издания: BMW 525 (выпуск 2000 г., объем чуть меньше 2500 куб. см) и Hyundai Getz (2006 г.в., объем 1600 куб. см).

Для девятилетнего и более мощного BMW «коммунистическая» ставка налога, взимаемого при проведении техосмотра, составила бы 250 грн. Правительственная ставка – 500 грн.

Hyundai по всем версиям стоит владельцу 112 грн. в год, то есть в два или четыре раза меньше, чем «бумер».

Автосбор предназначен исключительно на ремонт и содержание местных дорог. То есть автовладельцы платят за ущерб, который сами же и дорогам наносят. Однако «вскрытие» показывает несправедливость, заложенную в саму логику украинского налога.

По оценкам владельцев, Hyundai и BMV в месяц пробегают приблизительно одинаковые расстояния – чуть больше 1000 км. При этом, как мы уже подсчитали, разница в ставке налога для них весьма существенна.

Но разница в массе этих машин не настолько велика, чтобы говорить «BMW бьет дороги в два-четыре раза сильнее, чем Hyundai». Понятно, что среди легковых авто больше бьет дорогу тот, кто больше ездит, например, те же таксисты.

Тогда как суть украинского налога такова: налог взимается с каждого автомобиля и зависит от объема двигателя по прогрессивной системе. То есть чем больше объем, тем больше ставка налога в перерасчете на 100 куб. см. Украинская логика: большой двигатель – видимо, большая машина – может разбивать дорогу сильнее маломощной – должен больше платить. Даже если машина выезжает из гаража только летом на дачу.

В мире есть пример того, как решается вопрос с этой несправедливостью, например США.

Суть «американки» чрезвычайно проста – налог закладывается в цену топлива и взимается в момент его продажи на АЗС. Американская логика: покупаешь много бензина – много ездишь – много бьешь дороги – платишь больший налог. Не страдает тот, кто мало ездит или имеет малолитражный автомобиль, и, соответственно, бьет дороги меньше, чем грузовик или таксист.

Эту логику использована в законопроекте бютовца Александра Сочки. Однако в момент рассмотрения аж 13 законопроектов, посвященных урегулированию скандала с декабрьским многократным повышением ставки налога, до него депутаты даже не дошли. Сразу был принят коммунистический, являющийся лишь одной из разновидностей «украинской» логики.

Сочка предлагал сделать ставку налога в размере 6% от цены топлива (около 30 копеек) и взимать его в месте продажи конечному потребителю.

(Подобную новеллу предложили также «руховцы» Тарасюк, Коваль и Черноволенко. Но в их версии размер налога отдается на откуп Кабмина. А также забиваются некие льготы, которые у нас традиционно уводят в тень всех кому не лень).

Для владельцев вышеупомянутых Hyundai и BMV несправедливость была бы и в этом случае. «Бумер» съедает почти в два раза больше дизтоплива, чем корейская малолитражка. Поэтому для него «бензиновый» налог такого размера за год составил бы около 450 грн. А для Hyundai – чуть меньше 300 грн. И в обоих случаях это выше, чем предложенные коммунистами ставки «украинского» сбора.

В ТЕМУ:

В Донецке акцию протеста автолюбителей тормозил лично начальник ГАИ Валерий Лозовой! (Фоторепортаж)

Однако «американская» логика приближает Украину к хотя бы приблизительному осознанию сумм, которые необходимы и возможны на содержание дорог. Ведь сейчас никто в Украине не знает даже приблизительно, сколько на самом деле денег от автосбора через местный бюджет попадает на ремонт дорог.

Тогда как «американка» дает такую возможность – можно посчитать простым калькулятором, умножив количество реализуемого в Украине топлива на его цену и налоговый процент.

По данным Сочки, Украина потребляет в год 11 млн т светлых нефтепродуктов – импортных и собственного производства. Суммарный сбор от автоналога, по его расчетам, составил бы 2,65 млрд грн при средней цене на дизтопливо 4,50 грн/л и 5,00 грн/л за бензин.

В этом случае Украина хотя бы знала, сколько денег она собирает на дороги. И что на них можно отремонтировать. Ведь в нашей стране на дороги можно потратить хоть миллиард, хоть триллион – вне государственных трасс ездить зачастую просто опасно. Тогда и водитель бы знал, что, покупая бензин в Житомирской области он платит за дороги именно в этой области.

Тем не менее такая ясность прогнозирования не нашла понимания в Раде. Побеждает нынешняя туманность автосбора. Мы изучили возможные причины противодействия новшеству.

Справка об уплате налога, а точнее ее отсутствие, исторически является важным пунктиком в отношениях водителей с ГАИ. К тому же, нынешняя система поступления налога от водителя к бюджету отработана поколениями чиновников еще со времен СССР. А новая система потребует выработки новых навыков.

Но есть и другие схемы, которым угрожает «американская» прозрачность: есть чего бояться бензотрейдерам.

Автозаправка в этом случае становится, по сути, филиалом государственного органа, через который должны проходить чужие продавцу бензина «налоговые» деньги – из кассы продавца они должны уйти сразу в местный бюджет. При этом в Украине наказание за обычный уход от налогообложения намного мягче, чем за манипуляции с бюджетными средствами.

Важнейший момент. Процентное отношение налога к цене топлива позволяет на простом калькуляторе посчитать, сколько топлива проходит через каждую АЗС. Так раскроются все потоки в торговле нефтепродуктами.

По нашим данным, «американку» не восприняли не только во фракции БЮТ. Такой законопроект вызвал бы сложности с пробютовскими членами НУНС, на которых очень сильно влияет Игорь Палица. А ведь во многом благодаря усилиям бывшего руководителя «приватно»-государственной «Укрнафты» Тимошенко сохранила премьерское кресло.

Теперь вопрос на засыпку: улыбается ли «американская» прозрачность крупнейшему бензотрейдеру Украины Игорю Коломойскому и защитникам его интересов в Кабмине? «Приват» так или иначе контролирует более тысячи АЗС из 6100 заправок, по данным Госкомстата существующих в Украине. А после завершения сделки с «Альфа-нафтой» на «Приват» будет работать каждая четвертая АЗС страны.

«Лоббистская» версия имеет право на жизнь, так же как и другая – «социальная». Ее нам чаще всего довелось слышать в качестве аргумента против «американки». Мол, добавь тридцать копеек к цене бензина и он тут же подорожает на гривну: «Ты не знаешь наших бизнесменов? Для них это будет лучшим поводом взвинтить цены еще раз!»

В том то и дело, что трейдеры известны. Весь вопрос как с ними работать: прогибаться навстречу их пожеланиям в благодарность за помощь в борьбе за власть, или прогибать отдельных олигархов под интересы Украины.

Юрий НИКОЛОВ, proUA

PRO-TEST


обсудить в форуме



  Введите здесь результат операции


Pilla
2009-02-27 08:09:56
Налоги надо собирать так, чтобы потом легче было разворовывать. А с "американкой" все равно, что с акцизом на водку. Хлопотно это.
Mazda
2009-02-27 12:33:56
Дельная статья! Только толку-то, все равно сделают, как захотят...

Предыдущие публикации

23.02.2009 Банковский беспредел становится убийственным / Экономика

Вся сегодняшняя экономическая ситуация в стране – один сплошной форс-мажор, уничтожающий мелкого и среднего предпринимателя, служащего, работягу.

Донецкой семье, потерявшей 12-летнего ребенка, уже никогда не избавиться от ощущения, что его можно было спасти. ПриватБанк отказал в досрочной выдаче 32 тысяч гривен, необходимых на лечение. Но этот случай – капля в море беспредела, который творят сегодня банки...

20.02.2009 Последняя отрыжка социализма... / Экономика

Поводом для написания этого материала послужило растиражированное неделю тому назад письмо министра финансов Виктора Пинзеныка премьер-министру Украины Юлии Тимошенко. И в данном случае не имеет никакого значения, сам ли министр писал это письмо или же кто-то постарался за него. Но имеет большое значение мысль, высказанная в ходе перечисления «лекарственных» препаратов для лечения экономики Украины – депутатам отказаться от большей части своих льгот, избавиться от посортового деления пенсионеров и начислять им пенсии одинаково за каждый отработанный год. А еще, как пишет автор письма, «нельзя далее спокойно соглашаться с тем, что часть граждан имеет право на пенсию в 35-40 лет – и не по инвалидности.

18.02.2009 Расходы на «Шинели» для украинской власти / Экономика

По данным Госкомстата, в Украине спад промышленного производства в январе 2009 года, по сравнению с январем 2008 года, составил 34,1%, но такие цифры не смущают, ни Гаранта Конституции, ни Кабмин, ни народных депутатов. Для себя любимых – ничего не жалко. Для того, чтобы «отчитаться» перед народом, обнародовали список. Если прочитать, как «урезали» расходы, то прослезиться можно.

21.01.2009 Формула любви применительно к газу / Экономика

Переговоры по газу завершились, соглашение подписано. Но, по свидетельству надежных источников из переговорной среды, кое-кто из украинских «чільників» так и не понял до конца принцип ценообразования, на который мы согласились. И прячет свое незнание за общими рассуждениями о том, «выгодно ли нам $450» и «почему не $220?». Более того, один из наших переговорщиков повеселил россиян рассуждениями о «ренте Риккардо Хотеллинга», забыв, что Риккардо и Хотеллинг, как Маркс с Энгельсом, не муж-жена и не брат-сестра, а два совершенно разных человека…

10.12.2008 Покрасить Стельмаха / Экономика

Равноудаленный профессиональный чиновник без политического окраса – это идеальная фигура влияния, а затем козел отпущения для любого политического игрока.

Под конец 2008 года руководство НБУ достало уже практически всех. Все чаще слышаться голоса о необходимости усиления контроля за данным органом, расследования его деятельности и т.п.В парламенте зарегистрировано два проекта постановлений про создание следственных комиссий относительно действий НБУ. Причем поступили они от политических антагонистов...

 
Новости Украины Публикации Письма читателей Политические анекдоты Справочная информация
Форум
© 2007, PRO-TEST.   Создание сайта студия XOR    RSS    Контакты