«Это кто нам говорит об экономии?»
Анонимный демонстрант
Из всего потока новостей, приходящих сейчас из северной Африки, и в частности из Александрии, как-то выделяется один сигнал для всех представителей «элит». В Александрии мусульмане и копты-христиане совместно, можно сказать дружно, растаскивают движимое и недвижимое имущество государственных чиновников и представителей «провластного» бизнеса. А одновременно и разрешают межрелигиозный конфликт. Напомню, что еще совсем недавно (буквально месяц назад) Александрию сотрясали межрелигиозные стычки (взрывы церквей и погромы мечетей).
Дедушка Мубарак еще, конечно, покряхтит немного (он и так в свои 82 не выходит практически с химиотерапий), но всех, ради кого он так цепляется за власть, спасти просто не сможет.19 самолетов с представителями крупного бизнеса на борту недавно под покровом ночи «отчалили» в Саудовскую Аравию, оставив дома под стихийные «сквоты». А из народа прямо по ходу восстания начинают выдвигаться новые лидеры. Одним из основных «критериев отбора» стала непритязательность этих людей. Проще говоря, люди желают видеть некую гарантию будущей «некоррумпированности».
Политическая власть и крупные состояния неразрывно связаны друг с другом – тем или иным образом, прямо или косвенно. Проходные места требуют больших денег, большие деньги желают политической власти ради сохранности и приумножения.
Политической властью обладают, как правило, люди далеко не бедные, а политическую карьеру начинают строить обычно из меркантильных интересов. Таким образом, стиль жизни «элиты» (как в арабских странах, так и восточной Европе), мягко говоря, весьма отличается от общераспространенного.
За показное пристрастие к дорогим игрушкам политики постоянно нарываются как на критику всяческих еврокомиссаров, так и на откровенную неприязньь соотечественников. Но, с другой стороны, «положение обязывает» ориентироваться во вкусах и пристрастиях в первую очередь на «своих» - «тусовку» национальных бизнес-партнеров.
На экономическом подъеме подобный стиль жизни может служить ориентиром для определенной части населения, а для некоторых - и «моделью для подражания». Во времена же рецессии – все резко меняется. Показная роскошь начинает раздражать людей, «не втиснувшихся в социальный лифт», а призывы потерпеть, затянуть пояса, ввести режимы экономии – воспринимаются как издёвка из уст людей, на которых «экономия» внешне никак не сказывается. Это все равно, что священник, с набитым ртом призывающий соблюдать пост.
Люди отлично знают о законе «сохранения материи» - если где-то убавилось, значит - где-то и прибавилось. И волнует их не судебное доказательство растраты, а материальное доказательство «покращення життя» отдельных граждан.
Одним из «триггеров» социальных взрывов в северной Африке (кроме самосожжения Буазизи) стал слив Wikileaks информации об образе жены президента Бен Али в Тунисе – коллекции модной одежды, виллы, вертолеты, летающие во французский Сен-Тропе за свежим мороженым (за что ее и сравнивали со свергнутой на Филиппинах Имельдой Маркос, имевшей страсть к коллекциям дорогой обуви).
Аналогичным, по сути, является и образ жизни Гамаля - наследника египетского президента Хосни Мубарака («Мубарак, уходи и сына своего забирай!»), тусовавшегося в компании крупнейшего бизнесмена Ахмеда Эзза. В Ливане уличные бои в Бейруте и Триполи также вызвало выдвижение на пост премьера миллиардера Наджиба Микати, имеющего славу ливанского Берлускони.
В Йемене на демонстрациях, требующих отставки Али Абдаллы Салеха, мелькают плакаты «Хватит коррупции, взгляните на разрыв между бедностью и богатством». И не последним аргументом здесь также являются материальные свидетельства длительного правления семьи Салеха.
Если взглянуть на линию распространения бунтов, заметно, что она несколько «пунктирная». В находящейся между Египтом и Тунисом Ливии начавшиеся было бунты не получили распространения. Возможно, определенную роль в этом сыграл как демонстративно аскетический образ жизни Каддафи (вспомним про шатёр), так и срочные массовые вливания средств в социальные программы.
В Сирии, в отличие от соседних Ливана и Иордании, начавшиеся было выступления протеста быстро потухли. Хотя здешний президент Асад тоже весьма долго задержался на посту, но гражданам пытается «не мозолить глаза» материальными доказательствами правления. Власти иногда могут даже не мешать и самосуду над проворовавшимися чиновниками. А 17 января (когда демонстрации начались в Сирии) Асад немного «потряс», так сказать, своих бизнесменов-родственников, и выложил 250 миллионов баксов единоразовой помощи городской бедноте Дамаска.
Немаловажен и такой штрих: если Лейла Бен Али (жена свергнутого тунисского президента) вынуждена была всегда ходить в плотном кольце охраны, жена сирийского Асада (гражданка Великобритании) может безо всякой охраны возглавлять пацифистские велопробеги. За «простоту» образа жизни ей прощается и публичное ношение «короткого» европейского платья.
С другой стороны, в соседней Иордании не удалось погасить протесты экстренным выделением даже более 550 миллионов баксов на коммунальные субсидии – тут уже субсидиями делу не помочь. Они рассматриваются просто как некая попытка тянуть время бюрократическими проволочками, и во что бы то ни стало не выдать средства. Демонстрации с требованием «предать коррупционеров суду» продолжаются. Король Абдалла, конечно, не пошлет премьеру Рифаи (бывшему королевскому гофмейстеру) шелковый шнурок (времена не те), но недвижимое имущество семейства премьера, вероятно, отдадут под что-нибудь социальное.
Чтобы сохранить власть, приходиться частично жертвовать богатством. Иначе придется жертвовать головой, как печально известная Мария Антуанетта («Нет хлеба – пусть едят бриоши»).
Если во время кризисных явлений политическая власть и крупный бизнес не расходятся (хотя бы для видимости) – тем хуже для них обоих. Перед рядом восточных правителей уже сейчас остро встала дилемма: кого следует «раздражать» - свое окружение или «подданных» (и увеличивать тем самым расходы на силовые структуры). Необходимо расставить, так сказать, приоритеты.
В кризисные времена призывы к «бездефицитному бюджету» могут себе безнаказанно позволить лишь люди типа Ганди. А популярность многих революционных лидеров была обусловлена зачастую их собственным непритязательным образом жизни. Как во времена Реформации люди требовали «дешевой церкви», так и в условиях «режима экономии» и бюджетных сокращений они требуют «дешевой власти». Вспомним хотя бы, какую роль сыграли в конце 80-х репортажи об образе жизни советской элиты – спецдачах, спецпайках и спецавто на фоне нехватки еды. Или, скажем, какую ненависть вызывал образ жизни царской семьи во время 1-ой мировой. Наиболее важным зачастую становится не падение уровня жизни большинства, а эгалитарное желание: если «сосать лапу» - то значит всем, без исключений.
В подобные времена власти могли бы в принципе удержаться, отказавшись от состояния, показательно питаться макаронами и ездить на работу на велосипеде (как, скажем, ряд немецких и голландских министров). Но чаще предпочитают отбиваться до последнего своего охранника, теряя все (иногда и жизнь).
И не случайно Индию именно 30 января тоже захлестнули атникоррупционные демонстрации – индусы отмечают годовщину гибели Махатмы Ганди, который для них был не столько пацифистом, сколько лидером, не требовавшим материальных благ. Махатмой, одним словом. Индусы требуют «введения в законодательство нормы, позволяющей конфисковывать незаконно нажитое добро».
А «пять участников движения за независимость Индии в воскресенье начали в индийской столице бессрочную голодовку, требуя от правительства выполнить требования демонстрантов. «Мы готовы пожертвовать своими жизнями ради ценностей, которые пропагандировал Ганди. В наши времена люди шли на госслужбу чтобы служить другим, не жалея себя, а теперь идут ради власти и денег. Мы не начнем принимать пищу, пока правительство не отреагирует» - заявил один из голодающих, 93-летний Шамбу Дата».
Дмитрий КОЛЕСНИК, Инфопорн
Последние 5 статей
Как выбрать и купить водку в интернет-магазине?22.12.2020
10 дней без права апелляции
13.11.2015
За что судят Артема Фурманюка?
23.10.2015
Генетический код украинской нации
13.05.2015
Шахтерский "протест" и спешка Ахметова
30.04.2015