Еще вчера, когда парламентская фракция Партии регионов в полном составе проголосовала за отчет генпрокурора Украины по следам кровавого побоища прошлой недели, оппозиция «напряглась»: что-то тут явно неладно…
Если уж нагадившая в минувший четверг боевая бригада Януковича не хочет «откладывать тело в долгий ящик», - значит, в рукаве у Генпрокурора уже заготовлена коронная «отмазка». А то и сразу несколько.
И опасения оппозиционных «лохов» подтвердились: «кидать» их принялись по высшему разряду. И главной «крышей» «кидал» выступил благопристойный и наукообразный спикер Владимир Литвин.
Врать и передергивать Владимир Михайлович начал с самого утра. Когда вместо Виктора Пшонки на трибуне появился его зам Евгений Блаживский и оппозиция стала недовольно гудеть, спикер сослался на статью 240 Закона о регламенте Верховной Рады и предложил Блаживскому зачитать свой отчет.
Больше других по этому поводу негодовал бютовец Сергей Сас, который за всю историю парламента пропустил лишь один созыв и на регламенте ВР, что называется, «собаку съел».
- С заслушиванием информации генпрокурора вышла профанация! - сказал нам г-н Сас. - Почему? Да потому что в ст. 240 Закона о Регламенте Верховной Рады, на которую ссылался спикер Владимир Литвин, речь идет о «звітах та інформації посадових осіб, яких Верховна Рада обирає, призначає або надає згоду на призначення їх на посаду». В данном случае речь идет о Генпрокуроре Украины, согласие на назначение которого, согласно 122 ст. Конституции, дает Верховная Рада. Заместитель же Генпрокурора в круг этих должностных лиц не входит!
- Вы подходили с этой претензией к Литвину. Что он вам ответил?
- Я акцентировал его внимание на то, что ст. 240 Регламента предусматривает как раз то, что на трибуне должен быть Генеральный прокурор и никто другой. Он ответил, что надо было вчера приходить в сессионный зал и здесь все рассказывать и доказывать. А так, мол, мы будем делать то, что делаем сейчас…
Почин Литвина продолжил г-н Блаживский. Выступал он в полном антропонимическом соответствии со своей фамилией, то есть, натурально, нес «блажь». Из его недолгого вступительного слова оппозиция (в том числе действующие пациенты «Феофании») узнала о том, что:
- события 16 декабря ГПУ не разделяет с яично-шашечным преследованием нардепов Юрия Гримчака и Андрея Парубия;
- «прокуратурой Киева возбуждено уголовное дело по факту вмешательства в деятельность государственных деятелей с целью препятствования выполнению служебных обязанностей по ч. 2 ст. 344 Уголовного кодекса Украины» (то есть, по сути, не против избиваемых, а в отношении избитых);
- Генпрокуратура не может озвучивать фамилии народных депутатов, причастных к избиению своих коллег-бютовцев. Поскольку судом не установлено, что они обвиняемые…
С каждым словом г-на Блаживского отчетливо вырисовывался заранее заготовленный формат «диалога»: я бандит? да ты сам бандит!
На лицах у нардепов от оппозиции царило офигение. Занятное это было зрелище: пострадавший в боях Владимир Бондаренко машет здоровой рукой, Тарас Стецькив потерянно улыбается, Андрей Кожемякин звонит кому-то по мобилке. И раздается под куполом мерный голос замгенпрокурора:
- …16 грудня група окремих народних депутатів, починаючи з 9 години 30 хвилин в сесійній залі Верховної Ради, використовуючи своє службове становище, перешкоджала виконанню народними депутатами своїх обов’язків. В подальшому, близько 19 години між присутніми народними депутатами виникло силове протистояння із застосуванням фізичного насильства…
В зале слышны возгласы «Ганьба!» «Він бреше!», перебиваемые увещеваниями спикера Литвина…
Первым среагировал Анатолий Гриценко: «Заместитель Генпрокурора сегодня не назвал ни одной фамилии бандитов, которые ломали стулья 16 декабря и били народных депутатов от оппозиции, сказал экс-министр обороны. – Ни Царева, ни Злочевского, ни Саламатина – никого! Прокуратура боится бандитов, и надо честно об этом сказать».
Что-то кричал в микрофон Владимир Бондаренко, вручал какие-то заявления депутатов фракции «НУ-НС» Роман Зварич, обвинял Партию регионов и Генпрокуратуру депутат Терен – все это произносилось уже по инерции. Немного обождав, фракция БЮТ и часть фракции НУНС покинули зал, и большинство, как ни в чем не бывало, «продолжило работу».
ПО ТЕМЕ:
Зам генпрокурора Пшонки Блаживский отвечал в Раде на заранее подготовленные вопросы (ФОТО)
Генпрокуратура к уголовному делу против избитых бютовцев добавила дело против избитых нашеукраинцев
…Выйдя в кулуары, наш корреспондент увидел нардепа от ПР Владислава Забарского – одного из немногих «регионалов», кто много лет проработал в прокурорской среде и традиционно удерживается от политического кликушества. Впрочем, в дальнейшем разговоре г-н Забарский также не удержался от того, чтобы не пнуть избитых «популистов» от БЮТ:
- Вы считаете, что это нормально, когда для отчета о событиях минувшего четверга в парламент является не Генпрокурор, а его заместитель?
- Конечно, нормально. А чего они хотели – чтобы выступал именно Пшонка? Или желали получить информацию по тем вопросам, которые сегодня актуальны? Насколько я понимаю, их интересовала обстановка: работает прокуратура или нет, какие действия предприняты. И заместитель генпрокурора, который, я так понимаю, курирует этот вопрос, по-моему, доходчиво все рассказал.
- Оппозиция, однако, считает, что это дело – настолько «из ряда вон», что докладывать о ходе расследования должен только Генеральный прокурор…
- Ну, конечно, это дело для них – «из ряда вон», потому что они считают себя святее Папы Римского, а свои действия противоправными не считают. Для них сейчас важно поднять шум-гам, чтобы таким образом напомнить о себе.
- Сколько времени понадобится прокуратуре для того, чтобы завершить следственные действия?
- Как человек, имеющий опыт работы в следствии, могу сказать, что Уголовным Кодексом установлен срок раскрытия дел – 2 месяца. Это срок расследования уголовных дел, которые возбуждены в отношении конкретных лиц. Дела же, возбужденные «по факту», не имеют такого строгого ограничения во времени.
Для того, чтобы возбудить дело в отношении конкретного лица, необходимо, чтобы в материалах было достаточно оснований и данных, подтверждающих, что в действиях (или бездействии) конкретного лица содержатся признаки преступления. И я думаю, что прокуратура сейчас как раз и работает над этим.
- Лично у вас есть опыт расследования конфликтов с применением силы?
- Конечно. У меня есть опыт расследования дел с массовыми драками. То есть когда есть значительное количество потерпевших, значительное количество обвиняемых и, в целом участников драки – общим числом, например, более 100 человек.
- Какая методика используется при расследовании подобных дел?
- Существует такая методика: рисуется таблица, своего рода «шахматка», по которой опрашиваются все участники. Сначала должны установить всех принимавших участие – со всех сторон. Далее от каждого человека получаются данные: кто что видел, кто что знает и кто конкретно может подтвердить факты нанесения ударов кулаком, ногами или каким-то предметом. Сколько ударов? Кому? Все это должно быть проверено очными ставками, подтверждаться показаниями других свидетелей. То есть на самом деле процесс расследования всех этих неприглядных действий – довольно трудоемкий, - признал напоследок г-н Забарский…
В общем, терзать это дело в Генпрокуратуре будут, судя по всему, долго и со вкусом. Поняли это и в оппозиции. И только фракция литвиновской Народной партии вела себя в соответствии с давно избранной линией: все в дерьме, а мы - д`Артаньяны.
- Почему у вашей фракции не было вопросов к заместителю Генпрокурора? – спросил автор статьи у Сергея Гриневецкого.
- Так от фракции предварительно выступил Зарубинский и все очень четко сказал! – удивился Сергей Рафаилович. - Понимаете, задавать вопросы… ведь все совершенно ясно и очевидно! И наша фракция никогда не принимала участия ни в каких блокированиях! Потому что мы давали клят-ву! При-ся-гу народного депутата! Вот я бы рекомендовал всем ее прочитать!
И в самом деле, зачем марать руки, если, перечитав данную тобою клятву, можно, по негласному сигналу опасливого спикера, слинять с места будущей битвы? Пусть свои принципы отстаивают (и потом бегают по судам) неразумные депутаты вроде Андрея Парубия. Один раз пуганого – бьют без предупреждения. Поэтому мы совсем не удивились, когда г-н Парубий убежденно сказал:
- Они используют отчет Генпрокурора для того, чтобы запугать оппозицию!
- Чтобы запугать, или все-таки «размазать» дело?
- Чтобы запугать. Подход такой: вы хотите, чтобы покарали наших? Так вы сядете первыми! И если будете активничать, то сначала мы посадим ваших, а потом будем думать, что делать с нашими!
И возбужденный Парубий побежал в курилку. В Раде тем временем все шло по накатанной дорожке: большинство голосовало «жизненно важные для страны законы», бютовцы поехали проведывать своих в «Феофанию». А по кулуарам бегал измученный «ломкой» (вследствие объявленного журналистами бойкота) Михаил Чечетов. Штатному «рукоблуду» ПР чертовски хотелось дать кому-нибудь комментарий. Наконец, он подбежал к одной из журналисток, и наш корреспондент услышал знакомый надтреснутый тенор:
- Партия регионов не позволит испортить Новый Год!
Где-то на Майдане злобно хрустнула новогодняя елка…
Семен ПОТЕМКИН, Обком
Последние 5 статей
Как выбрать и купить водку в интернет-магазине?22.12.2020
10 дней без права апелляции
13.11.2015
За что судят Артема Фурманюка?
23.10.2015
Генетический код украинской нации
13.05.2015
Шахтерский "протест" и спешка Ахметова
30.04.2015