Раньше рейдерами называли пиратские корабли с «королевским патентом». Они, в отличие от обычных джентльменов удачи, нападали с целью грабежа только на корабли противника. Сегодня представителя этой достаточно древней профессии не встретишь с повязкой на глазу и абордажным крюком. Но суть осталась прежней.
Модная тема
О рейдерстве в последнее время не писал только ленивый. Модная тема. И государство посильное участие в этой борьбе принимает. Один рынок в Днепропетровске чего стоил? Война настоящая. Такого военного шоу даже в девяностые не наблюдали. Но мне почему-то кажется, что государство как-то косо воспринимает проблему. Не с той стороны заходит. Генеральная прокуратура Украины проводит тщательные проверки в связи с возможными фактами незаконных захватов предприятий. При Кабмине создают специальный комитет по борьбе с этой напастью. Недружественные поглощения осуществляются ежедневно, однако никакой статистикой не учитываются. И если в крупном бизнесе основными инструментами является санация обанкроченных предприятий, скупка миноритарных пакетов и проведение дополнительных эмиссий, то бизнес средний использует «покупные» судебные решения, ведение двойного реестра акционеров, создание параллельных органов управления, перерегистрацию в налоговых органах и имитацию сделок с акциями. Что касается малого бизнеса, то тут чаще всего происходят силовые захваты.
Средства и методы
Рейдеры используют все инструменты захвата, включая и криминальные: подделка документов, регистрация компаний на подставных лиц, подкуп силовых структур, чиновников, судей и судебных приставов. Захват предприятий - это тщательно спланированная операция. Большинство захватов осуществляются по стандартным схемам. Например, рейдерская компания скупает некоторую часть акций захватываемого предприятия, втайне от других собственников проводит собрание акционеров, на котором избирает нового директора и проводит дополнительную эмиссию. Все, операция завершена.
Рейдерство становится в Украине обыденным, даже привычным. Как кража мобильного телефона на главной улице областного центра. Борьба за контроль над собственностью очень похожа на военные действия. Как и на войне, любая рейдерская атака начинается с разведки. Для осуществления разведки в рейдерских кампаниях существуют специальные отделы, состоящие из аналитиков и профессиональных информаторов. Поэтому неслучайно, что в аналитических отделах таких кампаний, часто можно встретить бывших сотрудников спецслужб. Используя опыт и навыки, полученные во времена своей службы Отечеству, разведчики и аналитики этих компаний, производят всесторонний и тщательный сбор информации об интересующем объекте. В России такое явление зародилось раньше. Противодействие ему создано на государственном уровне. В частности, в каждом регионе есть оперативные группы, куда предприниматели могут обратиться за поддержкой.
Налетели тут защитники, и давай врага кромсать
Проблемой незаконного захвата предприятий сегодня активно занимается президент Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП), народный депутат Анатолий Кинах. По его мнению рейдерство - это вопрос не только внутренней безопасности бизнеса, но и экономической безопасности государства. «У нас есть информация о некоторых намерениях внешних субъектов, начиная с Российской Федерации, методом рейдерства укреплять свои экономические позиции в Украине», - заявляет он. Кинах предупреждает, что располагает материалами, «включая конкретные фирмы, фамилии, суды, которые занимаются этой грязной специализацией на рейдерстве». Такие материалы, по словам Кинаха, будут направляться в правоохранительные органы. Также он обещал предоставлять информацию средствам массовой информации с тем, чтобы обеспечить прозрачность данного вопроса. Сомнительно, что от такого подхода будет толк. Потому что болезнь уже зашла так далеко, что лечить примочками поздно. И все эти вялые угрозы в духе «Мне известны фамилии и конкретные суды, я могу обнародовать их и передать правохранителям» - пустые слова. Можешь бороться, обладаешь информацией – вперед, на баррикады. А зря пугать – глупо.
Сухой остаток пустых угроз
Но в заявлениях Кинаха есть здравое зерно. Потому что есть достаточно примеров, когда рейдеры использовали во время захвата кампаний поддельные документы. Как правило – решения судов. Но давайте будем честными – куда чаще они предъявляют подлинные решения. Настоящих украинских судов. В которых не так уж и дорого «решить вопрос». И это – главная проблема. Потому что крупные предприятия Кинах с компанией может и защитит от захвата. Или найдется заступник выше рангом. Деньги, они помогают найти общий язык и восстановить попранную справедливость очень быстро. Если у захватчика высокие покровители ниже, чем найдет жертва – победа правды обеспечена. А вот что будет с «пересичным украинцем», которого с помощью таких же решений суда можно выкинуть из квартиры, оставить виновным в любой ситуации, полностью перекрыть доступ к справедливости, если оппонент богат и влиятелен?
Как обустроить коррупционную систему?
Да плохо будет маленькому гражданину демократической страны занимающей 113-е место по коррупции в мире. В этом многие украинцы убедились на своей шкуре. Так что нечего в который раз о покое олигархов печься. Пора и о народе подумать. Даешь самое суровое наказание судье, замеченному в принятии «ошибочного» решения! Десять лет строгого режима с конфискацией, полагаю, будет в самый раз. Нет, это прокурору или сотруднику милиции. Судье – пожизненно. Чтобы страх заставил о долге вспомнить. И легче дышать станет. Сомневаюсь все-таки. Может не пожизненное, а таки высшую меру? Думаю, народ это на референдуме должен решить.
Кстати, китайский опыт с расстрелом (публичным) чиновников, пойманных на взятке, очень положительным можно считать. Потому как – эффективен. И сразу станет лучше в стране жить. Всем, в том числе и владельцам крупных предприятий. Но я не о них беспокоюсь. К большим владельцам фабрик, заводов, газет, пароходов есть еще ряд вопросов. О которых речь ниже. А разговор об типичных рейдерах предлагаю закончить на том, что только нормальная работа правохранительной системы и честные, неподкупные суды помогут ее решить. Все остальное – горчичники при переломе. Убедительно, печет, но временная мера с сомнительным эффектом.
Рейдерство в законе
Да, бывает и такое. А как иначе простой советский человек может стать крупным бизнесменом и владельцем предприятий за несколько лет? Упорным трудом? Ага. Только в труде, вместе с рабочими и крестьянами можно стать настоящими коммунистами. Так Ленин говорил. А уж Владимир Ильич в рейдерстве толк понимал. И если говорил, что труд сделает коммунистом, то, значит, капиталистом трудясь стать невозможно. Так что через рейдерство большинство наших сегодняшних «белых и пушистых» прошло. И милые предложения амнистировать капиталы, яркое тому свидетельство. Спрашивается, чего же люди так опасаются столь привычных методов? Потому что…
Дербан должен быть честным!
Это я, как коренной дончанин заявляю со всей ответственностью. Потому что нечестный дербан – это беспредел. Вот такой нехитрый набор правил должен знать каждый. Чтобы не оказаться в больших неприятностях. Которые могут закончиться очень печально. Это я тоже, как коренной дончанин говорю. А что такое честный дербан? Это когда мудрый директор, согласовав предварительно проект с «братвой», превращает родное предприятие в банкрота. Не важно, как вымывать средства. Умелые руки не знают скуки, а способов – вагон. Можно кредит, заведомо невозвратный дать, можно продавать ниже себестоимости, а закупать втридорога. В принципе, большинство современных рейдерских способов – утонченный и доведенный «до ума» традиционный набор девяностых годов.
Легким движением руки раздающей
Рука раздающего – владыка. Плюс, «братва» в теме. И слишком любопытных отвадит. Таким образом, реализуются сразу две цели. Первая – деньги уходят с предприятия в прекрасное далеко и оседают на счетах совершенно частных лиц. Или временных компаний на далеких островах – не принципиально. И рабочим можно на вполне законных основаниях (мы же убыточные) зарплату не платить. Доведя коллектив до отчаяния. А потом внезапно обнищавшее предприятие приватизируется. Трудовым коллективом. В едином и странном порыве. И получают измученные долгой задержкой зарплаты люди акции на руки. Но руководство менять не приучены, директора по привычке опасаются, разобщенность полная. А денег по-прежнему нет. Потому как директор действует по заранее утвержденному плану и выплата зарплаты в этот самый план не входит.
К нам приехал, к нам приехал… дорогой
И появляется добрый дядя. Который филантроп, и согласен эти самые акции у рабочих, скупить. Понятно, что очень дешево, так ведь и предприятие – лежит пластом. А если кто не согласен, подозревая, что имеет дело с процессом «кидания» трудового коллектива – в добрый путь. Детям голодным объясни про свою интуицию. Продавали, как миленькие. Или кто-то не продавал? Я лично, свои – сразу. Есть-то нечего. А если кто соберется работягам правду объяснять, или цену доброму филантропу копеечную перебивать – так на то братва и есть. Чтобы по рукам провокатору дать. Тут тебе не Европа. В Донецке свои правила игры. Да и в остальной Украине – не лучше. Таким образом, рабочих и служащих с прочими инженерами, быстро оставили за бортом. А владельцем оживающего предприятия, то есть новым капиталистом, которого рабы любят называть «кормилец» или «талантливый менеджер» становится бывший директор или тот, кто его надоумил на эту славную затею. Принцип – знакомый?
Кто там с рейдерством бороться хотел?
Спрашивается глупый вопрос – сколько интересных предприятий в Донбассе счастливо обрели владельцев именно таким образом? Я так думаю, что большинство. И не желаю слушать про талантливых молодых менеджеров, вдохнувших жизнь в умирающие, под пятой недальновидного сатрапа-директора, заводы. Такие случаи, может, и были. Но в большинстве – уверен, что нет. Это к чему я вспомнил? К большим государственным усилиям по борьбе с нечестным дербаном. С рейдерством то бишь.
Это что мы в результате получили? Ситуацию, когда у работяг отняли завод (энергетическое объединение, автопарк, строительный трест, что угодно), приватизировали, успокоились, а тут раз – беспредельщики. С решением суда вломились в заводоуправление ,и себе все забрали. То есть у людей отнять – норма украинской экономической справедливости. А у нормальных пацанов – рейдерство. Вот такая простая разница. А то, что для народа результат один – так кто его мнением интересуется? Может Президент? Или парламент? Не смешите. У богатых своя правда. Кто смел, тот и съел. Закон – тайга, прокурор – медведь.
Кирилл САЗОНОВ, для PRO-TEST
Последние 5 статей
10 дней без права апелляции13.11.2015
За что судят Артема Фурманюка?
23.10.2015
Генетический код украинской нации
13.05.2015
Шахтерский "протест" и спешка Ахметова
30.04.2015
Метаморфозы комбата и депутата Константина Матейченко: из грязи в мрази. Ч.2 (ВИДЕО, Документы)
22.03.2015