36 дней прошло со дня убийства Ивана Владимировича Харамана. Преступление не раскрыто, хотя в Великоновоселковском районе Донецкой области все знают, кто его заказал.
«Как же дальше голосовать за ПР?!»
За несколько часов до смерти, в ночь на 26 ноября, Хараман получил последний звонок с угрозой: «Ну что, Ваня, не передумал отказаться от земельки?» На стене Харамановского дома все еще заметны следы от пожара. Бандиты предупреждали о своих планах на протяжении 3-х месяцев, прекрасно зная: в «их» районе жертву никто не защитит. Иван Владимирович написал заявление о поджоге, и получил ответ на словах: материального ущерба нет (одна бутылка с «коктейлем Молотова», кстати, не зажглась), а значит, нет и преступления. Такой же (никакой) была реакция на другие обращения Харамана, одно из которых публиковал PRO-TEST. Но финал потряс 50-тысячный район: никто не думал, что в 2009 году урки могут действовать так нагло и оставаться безнаказанными.
- Я приехал на место преступления через пять-десять минут, - говорит Андрей Иванович Хараман, - Лицо отца было изувечено отметинами от перчаток с металлическими наполнителями, которыми его убивали. Единственный мотив - профессиональная деятельность отца. Бандитов не мог устроить руководитель, который стоял за финансовую прозрачность фирмы и чистоту человеческих отношений.
На похоронах не рискнули показаться представители той власти, которую Иван Хараман представлял в местном совете. И о которой незадолго до смерти горестно сказал: «Мое село Евгеновка 95 % голосов отдавало за ПР. Как людям в глаза смотреть? Как дальше голосовать за них?»
На поминках работница ООО «Евгеновское» - предприятия, которое Хараман создал и поставил на ноги, обратилась к руководителям хозяйств со словами: «Подумайте, кто из вас будет следующим». Вдова покойного ответила милиционерам, которые пытались ее опросить: «Все вопросы – к Шире Валерию Петровичу».
"Точнейшие" фотороботы убийц, составленные по описаниям свидетелей (то есть, пара "хулиганов", которые "случайно рассыпали картошку").
Но у следствия к Валерию Петровичу вопросов не возникло. «Хулиганская» версия остается главной, хотя соседи покойного повторяют, что «хулиганы» выслеживали Ивана Владимировича несколько дней. И хотя сам погибший считал себя жертвой рейдерского захвата.
Преступная схема Ширы и ее реализаторы
5 августа 2009 года Ивана Владимировича вызвали к донецкому нотариусу Хмельницкому, чтобы заверить новый устав ООО «Евгеновское». Оказалось, небезызвестному в районе Олегу Эрнестовичу Шемякову сразу несколько учредителей предприятия подарили 44%. Еще 5 % изначально принадлежали дочери Валерия Петровича Ширы – Ларисе Дегтяренко, без которой в период пребывания папы в должности главы райгосадминистрации ни одно предприятие не могло зарегистрироваться. Уж такое было у Валерия Петровича условие. Тем более, что регистраторы находились в непосредственном подчинении у него.
Но не вхождение в предприятие Шемякова, и даже не угрозы с требованием передать свою долю (которые практически сразу начал получать Хараман), а молниеносное развитие событий в хозяйственном суде Донецкой области внушило опасность. 6 октября Шемяков подал иск, а уже 8-го, потирая руки, явился в кабинет Ивана Владимировича с госисполнителем.
Судья Донец настолько спешил, что датировал ухвалу 2008-ым, вместо 2009 года. Тем самым наложил арест на все имущество «Евгеновского».
- А мы собрали больше 300 тысяч тонн овощей! – возмущался Иван Владимирович. - Я продал, чтобы не обанкротить хозяйство. Потому что по воле Шемякова и Донца надо было сгноить продукцию и получить 600 тысяч денежных потерь.
Обычно от решения до исполнения лежат годы, а не часы. Хараман начал искать союзников, и узнал, что лично прокурор Донецка Ольмезов «поторопил» исполнительное производство в случае с «Евгеновским». Схема не нова: сначала подается любой нелепый иск, затем с целью его якобы обеспечения накладывается арест на все действия, и таким образом предприятие доводится до банкротства… Какой смысл, спросите вы.
- Их интересует земля, – говорил Иван Владимирович. - Что такое для них «Евгеновское»? 2100 гектаров.
Операция "Блицкриг в 90-е" и оккупанты "Родины"
Годом раньше с агрофирмой «Родина» поступили проще. Переписали сведения об учредителях, подделав подписи, и однажды утром тот, кто накануне владел имуществом на 15 млн. гривен (согласно балансовой стоимости «Родины»), проснулся с нулем. Ограбленный собственник год писал жалобы в МВД и прокуратуру всех уровней, но кражу «Родины» не разглядели в упор.
А если бы надавали по рукам вору - как знать, может, и Иван Хараман был бы жив?...
Послушаем Василия Петровичу Ширу - жителя пгт Великая Новоселовка, депутата райсовета 3 созывов (конечно, от ПР), еще год назад - основного учредителя ООО «Коммерческо-сельскохозяйственное предприятие «Родина», младшего брата Валерия Ширы.
- Началось с визита Шемякова Олега Эрнестовича, - вспоминает Василий Петрович, - Он сказал: «Валерий Петрович видит своих дочек учредителями в «Родине». Шемяков известный местный пройдоха и черный рейдер – то есть тот, кто действует грязными методами, грубо. Партнер и доверенное лицо моего старшего брата Валерия. На мое предложение заплатить хоть какие-то деньги (например, те, которые я туда вложил) последовал отказ. А я закладывал свое имущество – дом, ради того, чтобы «Родина» получила кредит и нормально отсеялась. Ответ был такой: «Ты отдаешь все, и не берешь ничего». Я не поверил. «Как вы этого добьетесь, если у меня 92 %, а у нашего покойного отца – 4% (в «Родине» отец всю жизнь механизатором проработал)?! Шемяков рассмеялся в лицо: «Ха! За одну акцию, чтоб ты знал, забрали «Запорожсталь».
Близкий друг Кандидата Януковича, региональный лидер В.-Новоселковского района Валерий Петрович Шира кидает даже родных братьев
Василий Петрович продолжал спать спокойно, пока в октябре 2008 года банковская служащая не задала вопрос, который дал понять, что в «Родине» сменился собственник: «Когда будете менять карточки подписей?» По запросу в Единый государственный реестр юридических лиц Василий Шира узнал, что учредителями стали 2 его родные племянницы – 32-летняя Лариса Дегтяренко и 28-летняя Виктория Алчиева. А в графах «дата регистрации решения учредителей», «сведения о комиссии по прекращению деятельности юрлица», «местонахождение правопреемников», и тп. в полученном ответе из госреестра значилось: сведения отсутствуют.
- Я обратился к регистратору райгосадминистрации Великоновоселковского района и узнал, - говорит Василий Петрович, - что одним из оснований внесения изменений в уставные документы «Родины» стало заявление физического лица Ширы Василия Петровича. То есть, это я попросил меня вывести из состава учредителей! А нотариус Хмельницкий (тот же, что оформил права Шемякова О. Э. на «Евгеновское») без моего присутствия заверил мою якобы подпись. В каждой жалобе пишу – свою долю не дарил, не продавал, доверенность на управление имуществом никому не давал, паспорт не терял. Как же Лариса и Вита заполучили мои проценты и 4% умершего дедушки?
Основания, на которые ссылаются правоохранители, отказываясь это расследовать, вызывают у юристов гомерический смех. «Истребовать из ООО «Родина» документы невозможно, поскольку, согласно письма директора Пичахчи Д. Н., эти сведения носят коммерческий характер и являются конфиденциальными», - пишет и.о. прокурора Великоновоселковского района А. В. Полищук. Опросить подозреваемых Полищук не может тоже – потому, что «указанные лица отказались от дачи пояснений, согласно ст. 63 Конституции». А нотариус Хмельницкий ответил, что в праве удостоверять подписи – и прокурора такой ответ удовлетворил.
В ТЕМУ:
Закон стаи, или "Регионала" Ивана Харамана однопартийцы хоронили молча... (ФОТО)
Мантии и рясы: игра в четыре руки (ФОТО)
Успехи борьбы с преступностью в Великоновоселковском районе: воры спокойно «чистят» даже прокурора
- Когда «Родина» была на спаде, мое - соседнее фермерское хозяйство, владея сильнейшим мехотрядом, оказывало им услуги по вспашке, посеву и убору зерновых с 50 % скидкой, - Василий Шира рассказывает, как стал владельцем 92 % «Родины». – Урожайность у «Родины» была в 2 раза ниже, потому что боялись брать кредиты. А я брал на себя. Потом замечаю, что директор «Родины» Дмитрий Пичахчи внезапно разбогател. Спрашиваю: «Откуда такой джип - не широко ли живешь на зарплату 1900 гривен?» Он только усмехнулся. Думаю, Пичахчи подкупили. Он подделал протокол общего собрания и заполнил карточку на регистрацию изменений в учредительские документы. И нотариус Хмельницкий, который ни меня, ни моей подписи не видел – стал членом этого ОПГ. А к Валерию Петровичу какие претензии? Он всегда действует чужими руками. Что же касается меня и нашего младшего брата Сергея, то мы давно не общаемся с Валерием Петровичем. Как-то неловко об этом говорить, но мы стыдимся этого родства, потому что не разделяем взглядов Валерия Петровича на бизнес, и на жизнь.
Дмитрий Пичахчи из тех директоров, которые волю "Хозяина района" выполняют беспрекословно
- В суд принципиально не хотим обращаться, - говорит донецкий адвокат Сергей Богаченок, представляющий интересы «Родины» и «Евгеновского», - потому, что случай с «Родиной» не может трактоваться иначе, как ярко-выраженное мошенничество, стопроцентный криминал. Я специализируюсь в области хозяйственного и налогового права и могу сказать, что если раньше – в 1991 – 1998-ом шел реальный бандитизм, то сейчас наступила эра культурных захватов и культурных мошенников. А в истории с «Родиной» произошел вульгарный, тупой отъем в стиле 90-х. Эта схема сегодня может работать только при наличии влиятельных покровителей. Ее применяют, зная, что наказание не настигнет виновных. И, как видите, это работает до сих пор.
Откуда ноги растут...
Иван Хараман сдружился с Василием Широй в последние 3 месяца жизни. Он говорил: «Ничто так не сближает, как общая беда». И нашел еще одно сельскохозяйственное предприятие - ООО «Шевченко» (Марьинский район, Донецкой области), где чуть раньше в состав учредителей пробрался Шемяков О. Э.
- В «Шевченко» та же ситуация, что и в «Евгеновском», - говорит Сергей Богаченок.- На одном компьютере набиралась ухвала, которой выносился арест.
Сначала Ворошиловский райсуд принял решение в пользу Шемякова и установил за ним собственность на 20 объектов недвижимости «Шевченко». Отчуждение состоялось без участия представителей агрофирмы. Когда вышестоящий суд отменил незаконное решение, Шемяков нашел в Марьинке бывшего работника колхоза им. Тараса Шевченко, недовольного распаеванием, и организовал коллективный иск. Истцы потребовали отменить регистрацию СООО им. Шевченко. Но из 27 человек, подписавшихся под иском, большинство оказались «мертвыми душами» (2 умерли на момент обращения в суд, а другие не узнают своих подписей).
Все направлено на одну цель. Как уверяют источники PRO-TEST, Борис Колесников построил огромный свинокомплекс на территории Красноармейского района. Для его обслуживания нужна земля. Чтобы прокормить поголовье свиней в 800 тысяч штук, требуются 300 тысяч гектаров, засевать которые будут исключительно комбикормом.
Доходность у этого продукта низкая, землю он истощает хуже подсолнуха. Так что нормальный хозяин в аренду под комбикорм участок не даст. Остается один путь – отобрать. А там глядишь, и снимут мораторий на продажу земли, а ее только у «Родины» в распоряжении 4,5 тыс. гектаров.
Партия Регионов: связанные одной целью, скованные одной цепью... Или для кого закон не писан
Надо сказать, что за Валерием Петровичем Широй числится немало темных дел, но главой райгосадминистрации он перестал быть в результате пошлейшего скандала, который говорит о его жадности. Все председатели сельхозпредприятий района скидывались, чтобы купить «Хозяину Новоселовки» джип «Поджеро спорт» (пан Шира смердов обложил данью). Но товарищи по партии, конечно, не дали Валерию Петровичу пропасть. Перво-наперво, похлопотали о закрытии уголовных дел – благо, прокуратура в стране как была «чисто-донецкой» (вспомним Васильева, Пшонку…), так и остается. К тому же, Валерий Петрович нежно дружит с прокурором Донецка Александром Ольмезовым (оба - греки, оба - родом из В.Новоселовки).
Сейчас Валерий Петрович - председатель В-Новоселковского райсовета и подчиняется непосредственно главе Донецкого облсовета, оставаясь самым влиятельным лицом в районе, эдаким «смотрящим» в Новоселовке. А в «бело-голубой» команде с субординацией строго. Как Валерию Петровичу не приходит на ум, что кто-то в его, «шировской», вотчине может ослушаться его воли (исключением стал наказанный за дерзость Иван Хараман), так и сам он не посмел бы ослушаться «старших по званию».
За исполнителями «решений партии» дело не станет. Олег Шемяков, которого Шира в свое время вытащил из СИЗО, всегда готов служить, зная, что оказанная «хозяину» услуга окупит себя многократно.
- В этом году выдурил и разорил колбасный цех, который был до его прихода успешным хозяйством, - рассказывает одна из многочисленных жертв, - Мы пришли в прокуратуру, чтобы узнать насчет зарплаты. Говорим - коллектив не получил ни копейки расчетных, а на нас в прокуратуре стали наезжать. Другого б разорвали за задержку с зарплатой, а Шемякову - ничего!
В конце ноября 2011 года на серию публикаций о диких нравах, царящих в Великой Новоселке Донецкой области, наконец-то откликнутся телевизионщики с "1+1", которые свяжутся с редактором PRO-TEST и попросят помочь с контактами героев наших статей. Результатом их поездки и стал данных телесюжет...
Уроженца села Максимильяновка (Донецкой области) Олега Эрнестовича Шемякова называют приятелем самого заместителя Генпрокурора Рината Кузьмина. В настоящее время Шемяков владеет долями как минимум в 9 предприятиях, которые с его приходом перешли в состояние ликвидации. Обычный «бизнес» этого дельца: войти в предприятие на малой доле, втянуть в суды, оспорить правомочность долей других участников. После этого предприятие, как правило, прекращает свое существование, и сотни людей теряют работу.
На момент убийства Харамана заказчик не знал о том, что 51 % агрофирмы «Евгеновское» перешел к другому человеку: буквально за 2 дня до смерти Иван Хараман и другие мелкие собственники агрофирмы решили защититься и передали свои доли лицу (крупный донецкий бизнесмен, занимающийся углем - Авт. ), с которым Шемякову трудно тягаться. Спасали, объясняют, уже даже не собственность, а рабочие места. Ведь рейдерский интерес – не сохранить и приумножить, а урвать, отхватить за бесценок то, что другие создавали годами.
За 2 дня до смерти Иван Владимирович принял меры, которыми фактически защитил "Евгеновское". Но рейдеры, не зная об этих мерах, полагали, что убийство станет "эффективным решением".
Второй цели – убрать непослушного руководителя и поставить Пичахчи-2 – убийцы тоже не достигли. Функции директора в «Евгеновском» исполняет ИТР-овец, которого назначил сам Иван Владимирович «на случай своего отсутствия». Что, впрочем, не означает, что борьба за «Евгеновское» окончена – захватчики временно притихли и выжидают…
А если бы была «политическая воля» раскрыть убийство, уже через час, после того как не стало Ивана Владимировича, были бы допрошены работники «Евгеновского», а через 3 часа - взят под стражу Шемяков.
Иван Хараман до поры до времени честно верил в «бело-голубые» идеалы и агитировал за них народ. Но для Партии регионов выгоднее Валерий Шира и Олег Шемяков, которые издеваются над законом (Слава карманным прокурорам!), а потом отмывают репутацию, покупая журналистов оптом и в розницу.
А вот так трагедию в В.Новоселке видят официальные органы и CМИ. Неофициально же начальник местной милиции распространяет информацию о банальной хулиганке: "Похоже на бытовуху – кто-то тащил тачку с картошкой, поцарапали Хараману машину, тот вышел разобраться, и произошло то, что произошло - случайное убийство"
2006 год, апрель, специфическое издание «21 век», в котором «лучшие люди» Донбасса заказывают льстивые рассказы о себе. Некто Ольга Шепитько, захлебываясь от восторга, пишет очерк о Валерии-большом и его наследнике - Валере-маленьком. Простодушно восхищается тем, что сын старшей дочери Валерия Ширы – Ларисы (которая, к слову, работает в райгосадминистрации, возглавляя экономический отдел АПК) «вышагивает охотничьими тропами вместе с дедом», вооруженный бельгийским браунингом за 3 тысяч долларов. «Уже в свои 12 лет этот мальчик, - пишет услужливый автор, - убил и кабана и волка, а что вы хотите? Мужское воспитание, преемственность традиций!» И фото: вооруженный ребенок сидит на кабане. По закону право на ношение охотничьего оружия не имеют даже парни призывного возраста: оно дается гражданам, достигшим 21 года. Но для кого законы писаны? Уж, конечно, не для тех, кто охотится в компании с Виктором Януковичем.
Вадим ХРАПОВ, PRO-TEST
P.S. Предлагаем вниманию наших читателей заказное интервью с Валерием Широй, цинично рассказывающем о своих успехах в развитии Великоновоселковского района, размещенном вчера в ряде донецких интернет-изданий: Валерий Шира: «Аграрный Донбасс ждёт перемен»
По всей видимости, Валерий Петрович наивно верит в то, что подобные безликие статейки помогут ему восстановить собственную (и своих однопартийцев) репутацию в глазах общественности. Ну-ну...
Последние 5 статей
Как выбрать и купить водку в интернет-магазине?22.12.2020
10 дней без права апелляции
13.11.2015
За что судят Артема Фурманюка?
23.10.2015
Генетический код украинской нации
13.05.2015
Шахтерский "протест" и спешка Ахметова
30.04.2015