События последних месяцев и текущая финансовая ситуация в стране заставили представителей Евросоюза поставить перед обновленной украинской властью вопрос ребром: или создается антикоррупционная структура, которая будет пресекать масштабные утечки средств из госбюджета, или финансовой помощи Украине не видать. Кроме того, многие украинцы осознают: именно коррупция настолько ослабила Украину, что стала угрозой существованию украинского государства как такового. Создание независимой антикоррупционной структуры - одно из главных условий Плана действий по визовой либерализации с ЕС. На этом же все больше настаивает Совет Европы и ОЭСР.
После перемен в общественно-политической жизни Украины, которые произошли в феврале этого года, стало понятно, что не только европейские организации, но и новорожденное гражданское общество требует от правительства заняться вопросами коррупции всерьез. В первую очередь, коррупции среди чиновников наивысшего ранга.
План действий, в том числе, создание структуры антикоррупционных расследований, существовал давно и происходил, в частности, из рекомендаций организации GRECO, последние отчеты которой по Украине выглядят весьма неутешительно. Но прежнее парламентское большинство соответствующие законопроекты не поддерживало.
Новой украинской власти - в условиях общественного давления и угрозы военного вторжения - сейчас не остается ничего, кроме как последовательно внедрять все эти пункты.
5 марта 2014 года Правительственным Уполномоченным по вопросам антикоррупционной политики была назначена Татьяна Чорновол - журналистка, которую можно назвать лидером общественного мнения, имеющим большой кредит общественного доверия. Последние годы Татьяна занималась расследованиями только коррупционной деятельности семьи Виктора Януковича и приближенных к ней. Поэтому такое назначение выглядит весьма обоснованным.
Татьяна Чорновол собрала вокруг себя команду доверенных людей, с которыми она, по ее словам, "ходила под пули". По мнению сотрудников Антикоррупционного Бюро, созданного ею, для сотрудников такого органа не нужно специальное образование, достижение определенного возраста или социального статуса. Все, что нужно - только безупречная репутация и доверие гражданского общества.
Единственное, что может помочь сторонникам прежней кланово-олигархической структуры помешать работе антикоррупционеров - дискредитировать его в глазах общества, если пропихнуть туда своих людей не удастся. И этот процесс уже имеет место: например, так называемые рейдерские атаки частных фирм или госучреждений, которые производят люди, по их словам представляющие Татьяну Чорновол, о которых сама Татьяна Чорновол ничего не знает. Постфактум узнают о них и другие сотрудники Бюро, которые обращаются за проведением оперативно-следственных действий к представителям правоохранительных органов.
По словам Татьяны Чорновол, "коррупцию легче возглавить, чем преодолеть". Поэтому, каким бы сильным и честным ни был человек или орган, занимающийся противодействием коррупции, в современной Украине он будет сталкиваться с колоссальным сопротивлением. Очевидно, что единственным союзником антикоррупционного органа может стать пресловутое гражданское общество. Именно оно имеет наибольшую заинтересованность в том, чтобы, говоря словами бизнесмена Виктора Пинчука "власть не давала денег, а деньги не давали власть".
В ближайшее время Верховная Рада должна будет рассмотреть предложенные законопроекты о создании антикоррупционного госоргана.
Татьяна Чорновол уже обрисовала в общих чертах свое видение новой структуры.
Законопроектом, готовящимся по инициативе Антикоррупционного Бюро, предусматривается создание силовой структуры, которая будет заниматься оперативно-розыскной деятельностью. По сути это будет совершенно уникальное для Украины новшество.
1. Объектом внимания этой структуры станут чиновники 1-2-3 ранга. Мелкими взяточниками будут заниматься другие органы. Как и мерами по предупреждению коррупции.
2. В законопроект включены, кроме других госслужащих, директора государственных предприятий.
- Мы очень часто сталкиваемся с такой ситуацией, что на государственных предприятиях, где собственность государства 0,1 % - есть хитроумная коррупционная схема, где сначала государство создает предприятие, затем оно размывается частным собственником и государственное имущество попадает в частные руки, также мы видим, что по тендерам деньги исчезают на закупках государственных предприятий, - говорит Татьяна Чорновол.
3. Данная силовая структура сосредоточится на репрессивных мерах по отношению к госслужащим высокого ранга.
- Мне часто говорят, что у нас и так много силовых органов, которые, во-первых, коррумпированны, а во-вторых, которые разрывают бизнес, - говорит Татьяна Чорновол. - В данном случае я всем говорю, что силовая структура, которая очень нужна Украине и которую предстоит создать, будет разрывать власть.
4. В Уголовный Кодекс предполагается ввести исключительную подследственность по определенным статьям, касающихся коррупции.
5. Планируется введение новых статей в УК, в частности, «создание организованной коррупционной группы» и «создание коррупционных схем».
Дискуссионный вопрос - кто будет назначать руководителя. Конституция не дает такой возможности парламенту, а Кабинет министров - коллективный орган. При проведении одновременных следственных действий против четырех министров и возникновении препятствий в работе органа, сложно будет определить источник этих препятствий. Самым логичным выходом в этой ситуации видится сделать антикоррупционный орган подчиненным Президенту - эдакими «мушкетерами короля». При скромных полномочиях Президента в парламентско-президентской республике это обеспечивает умеренный контроль структуры со стороны органов власти.
Дискуссионной остается необходимость признавать и расследовать случаи коррупции в частном секторе, что предполагается, в частности, ратифицированной Украиной конвенцией ООН против коррупции. Законопроект Антикоррупционного Бюро сосредотачивается только на госчиновниках, поскольку именно коррупция в органах власти наносит ущерб государству, ослабляя его по всем параметрам. А бизнес-интересы в Украине все равно упираются в необходимость взаимодействовать с госорганами.
Есть и другие спорные вопросы: порядок назначения и увольнения руководителя структуры, взаимодействие с прокуратурой и т.д.
В любом случае, необходимость скорейшего создания такой структуры, прозрачность ее деятельности, жесткий ее контроль со стороны общества - это вопрос не только выведения украинской экономики из той плачевной ситуации, в которой она сейчас оказалась, но и условие сохранения украинской государственности. В условиях угрозы военной оккупации, после пережитых социальных потрясений дальнейшее истощение финансовых и, как следствие, моральных ресурсов Украины может грозить утратой территориальной целостности. Поэтому создание Антикоррупционного Бюро (комитета, агентства антикоррупционных расследований) - вопрос украинской национальной безопасности и обороноспособности.Источник:http://censor.net.ua/r279690Источник:http://censor.net.ua/r279690Источник:http://censor.net.ua/r279690Источник:http://censor.net.ua/r279690