Судьба стратегического выбора Украины решится 29 ноября. Янукович и его команда наперсточников уже дали понять ошарашенным европейцам, что подписания не будет. Вслед за Грузией Молдавия парафировала соглашение об ассоциации с ЕС на саммите «Восточного партнерства», а Украина, усилиями Виктора Федоровича, показала себя продажной женщиной, которая мечется между партнерами и устраивает пошлый торг.
Накануне полета в Вильнюс наш президент рассказал, сколько денег хочет от Европы. Цифра в 160 миллиардов евро (которые якобы необходимы не для дерибана, а для модернизации экономики Украины) вызвала возмущение Европейского комиссара по вопросам расширения Евросоюза Штефана Фюле: «Мне не нравится, что в украинском бизнесе говорят о затратах, а не инвестициях на модернизацию. Единственные затраты, которые могу видеть, - это затраты на бездеятельность, которая стимулирует стагнацию экономики и риски для будущего здоровья страны».
Фюле напомнил, что ЕС является крупнейшим донором Украины со времени обретения ею независимости."С 1991 года мы предоставили украинцам гранты в сумме 3,3 млрд. евро". И не удержался от брезгливого замечания: «Это не конкурс красоты. Вопрос не в том, кто больше заплатит. Уже за первый год действия соглашения об ассоциации украинские экспортёры сэкономили бы до полумиллиарда евро на импортных акцизах. ВВП вырастет дополнительно на 6,2 %. Наши друзья в Киеве хорошо знают, что мы не участвуем в базарном торге - кто выложит больше, Брюссель или Москва».
Такой поворот стал причиной второго Майдана в Украине как раз в девятую годовщину оранжевой революции. Уже 24 ноября более 100 тыс. человек приняли участие в акции протеста в Киеве. И до сих пор «майданы» продолжаются не только в городах Украины, но и за рубежом. Но в этой публикации мы хотим рассказать об одном – пожалуй, самом знаковом евромайдане – донецком. Здесь, в самом пассивном, послушном, самом бело-голубом регионе страны обычные люди собрались впервые на круглосуточную и бессорочную акцию без политической символики. Их объединила одна общая мечта о ервопейском будущем Украины.
18 ноября - ожидания.
В этот день местные скептики евроинтеграции спорили с консулами европейских держав. Глава Украинской народной партии заявил, что больше всего подписание соглашения в Вильнюсе пугает чиновников.
- Удобно находиться в уютной теплой ванне, которой я называю Таможенный союз, – сказал Александр Клименко, - Потому что не просто изменить сознание руководителей и перейти на новые стандарты. Удобно отправить холодильник и не отвечать за качество. А отправив в Европу, ты отвечаешь именем, ты отвечаешь деньгами.
Эта реплика стала реакцией на замечание секретаря Донецкого горсовета относительно угрозы сокращения персонала на донецком заводе холодильников "Норд". Хотя, как говорится на сайте предприятия, эта компания имеет сертификаты качества Евросоюза, завод зависит от торговли с Россией.
22 ноября – гнев.
На донецком "евромайдане" собралось больше 200 человек. Люди разных возрастов, социального статуса, образования и взглядов. Некоторые впервые в жизни участвуют в митинге. Скандируют: "Украина – это Европа!"
23 ноября – Голодомор.
«Расправа Кремля над непокорной Украиной продолжается», «Красных бандитов – в тюрьмы» – с такими словами в Донецке поминали жертв Голодомора. В тот же вечер гигантский баннер, расположенный на высотном здании по адресу ул. Постышева 127 – на главной площади Донецка транслирует рекламу преимуществ подписания Соглашения об ассоциации Украины и ЕС.
Одновременно в Киев на контр-акцию из Донецка отправляются автобусы со студентами - за участие в митинге против евроинтеграции этим молодым людям обещано 200 грн.
24 ноября – единение.
Изначально было заявлено о двух митингах, но в последний момент участники «майданов» решили объединиться. Возле памятника Тарасу Шевченко на акцию в поддержку европейского выбора Украины собрались больше 200 человек. Выступающие говорят, что желают жить по европейским законам, а не по понятиям. Осуждают земляков за низкий уровень гражданской активности и призывают не сидеть дома. Скандируют: «Украине – евроремонт!»
Одна из пожилых участниц митинга в своей речи призывает не бояться экономических трудностей в связи с экономическими репрессиями России. «Мы пережили страшные 90-е годы, а уж эти как-нибудь переживем!» - это замечание пенсионерки вызвало аплодисменты.
Эколог из Константиновки Владимир Березин надевает на голову целофановий пакет и берет в руку мегафон:
- Я хочу сказать всем уродам, которые не хотят в Европу, что они должны четко понимать: завтра менты на них наденут вот такой кулек, к одному месту присоединят ток и они тогда в СИЗО наконец вспомнят и подумают. Потому, что эту ораву ментовско-прокурорско-судебную сами мы никогда не скинем!
На щите из картона митингующие пишут свои высказывания. «В Вильнюс без указок Москвы, Украина уже взрослая», «Путин, если любишь - отпусти», «возвращаться - плохая примета (в СССР)», «Страшно рожать, болеть, мечтать. Исправим! НЕ стоит умирать молча», «Украину в Европу, Путина в жопу»,«Прочь от Москвы». Александр Ткаченко из Димитрово берет маркер, пишет: «Богородица, забери Януковича».
Донецкий «евромайдан» становится круглосуточным.
25 ноября – провокации.
В первой половине дня рабочие коммунального предприятия «Ритуальные услуги» приезжают «хоронить революцию». Очистив памятник Шевченко от цветов и плакатов, собираются приступить к мытью монумента. Активистам это не нравится – если оттеснить их от места заявленного проведения акции, появится формальный повод признать акцию незаконной. После коротких препирательств машина с коммунальщиками покидает «евромайдан». Активисты сами берутся за тряпки.
Произошло недоразумение – уверяют чиновники мэрии. Но у участников евромайдана иное мнение – среди коммунальщиков и чиновников заметили провокатора – человек, который участвует в маршах русских фашистов и сотрдуничает с властью, пытался залезть на машину коммунальщиков и бузить.
Вечером на евромайдан приходит сразу 2 бригады титушек. Трое начинают отнимать микрофон и требовать слова. От желаюих выступить разит перегаром. Но драка отменяется. Журналисты и общественные деятели просят вмешательства представителей власти, которые почему-то тоже здесь. После небольшой перепалки, как по команде, две группы по 15 человек в каждой покидают территорию «евромайдана» практически строем. Так же в стороне за ними наблюдали другие спортивные мужчины – одетые в черное. Противники «евромайдана» не хотят называть свои имена, но журналисты опознали среди организаторов заварушки некоего казачьего атамана Александра Солодовника.
26 ноября - антимайдан.
- Подписание соглашения – это хана для Украины, – понятными для двоечников словами объясняет 30 студентам техникума Сергей Бунтовский из «Русского блока». Рассказывает о том, кто такие жители Западной Украины – оказывается, сто лет назад там жили преимущественно русские, но назвались украинцами, чтобы выжить.
Оратор пугает развратом и местью России. Говории, что националисты - это ущербные люди и сектанты, в детстве их обижали. А в Европе, уверяет Бунтовский, просто нет других ценностей, кроме однополых браков. Разврат и вырождение накроют Украину в случае подписания Соглашения, уверяет идеолог "Русского блока".
Одним из националистических безобразий Бунтовский объявляет «евромайдан». На реплику из толпы: «А можно мы их побьем?» (в адрес участников «евромайдана»), идеолог «Русского блока» отвечает: «Мы культурные люди, но это можно сделать потом, в индивидуальном порядке». После 30 мин. выступления наглядную агитацию собирают и Бунтовский шагает в облгосадминистрацию, чтобы вручить резолюцию с требованием от имени всех жителей Донецка - примкнуть к ТС.
"В Европе - человек человеку волк!", "Что написано на плакате, с которым я протестую - не знаю, но топить украинцев в Азовском море россиянам можно" – такие аргументы в пользу крепкой дружбы с Россией высказывают участники акции.
27 ноября - пожертвования.
Круглосуточная бессрочная акция протеста сторонников ЕС продолжается. Каждый час днем на донецком евромайдани можно встретить от 30 до 250 дончан, а ночью - от 5 до 10.
Протестующие поставили на площади возле памятника Шевченко 3 пластиковые стула, вставили в флагштоки национальные флаги Украины и флаг Евросоюза. На парапете лежат три большие сумки с продуктами, банки с горячей пищей, стоит 3-литровый термос с кипятком - подарки горожан. По ночам активисты греются в машине кого-то из участников акции. В туалет ходят в библиотеку им. Крупской - днем, и в кафе - ночью. Ночью дежурят по графику, в каждой смене - по 5 человек. Гордятся тем, что акция не агитирует ни за одну политическую силу. Хотя им помогают представители всех оппозиционных сил - кто-то привез усилители и трансформатор, кто-то помог напечатать листовки, кто-то дал машину и бензин.
В ТЕМУ:
Хроника одного дня на Евромайдане в Киеве (ВИДЕО)
Маразм крепчает! Визит Януковича в Донецк: понты и фобии (подробный ФОТОрепортаж, ВИДЕО)
Дончанин Евгений Насадюк в числе первых стал участником евромайдана. 27 ноября сделал плакат "Борись за свое будущее, сегодня всеукраинская студенческая забастовка" и встал напротив главного корпуса Донецкого национального университета, призывая студентов поддержать забастовку. Ректорат сразу же вызвал 5 сотрудников милиции. Те взяли объяснения. Насадюк выбрали в координационный комитет евромайдана. Он ежедневно размещает на своей странице в Фейсбуке отчет о текущем состоянии "евробюджета". Уже в первый день акции горожане пожертвовали 1905 гривен. Деньги идут на печать флаеров, наклеек, ленточек, флажков.
- На мой взгляд независимо от отказа от Соглашения - все равно страну ждут экономические трудности, - говорит Евгений Насадюк. - Уже сейчас на железной дороге - 4-дневка, на заводах людей отправляют в бесплатные отпуска. Вопрос в том - по каким правилам будем жить дальше. По праву телефонных звонков, кумовства, когда одним - строгость закона, а другим - вседозволенность? Или - по правилам ответственности власти перед народом, уважения друг к другу. Мы здесь выражаемся своим присутствием за то, какой мы хотим видеть нашу страну. Я призываю к ответственности за то, как мы будем жить! У нашего общества больше возможностей для саморазвития, если придерживаться европейских ценностей. А Россия нам успешный пример ни в чем показать не может.
28 ноября – выводы.
Вечером у монумента собирается опять около 200 человек.
Володимир Мокрий - профессор Ягеллонского университета (Краков), лидер украинского общественного движения приходит на донецкий евромайдан и обращается к присутствующим со словами поддержки. В ночь перед последним днем саммита в Вильнюсе ударили первые морозы. Активисты танцуют, закутываются в одеяла.
Мария Бритченко - одна из немногих донетчан, кто нашел время прочитать огромное Соглашение.
- Это первый такой весомый документ, который когда-либо заключала Украина, – рассказывает, - Это соглашение не обтекаемое, не поверхностное. Описывает наше право на экологию, на защищенность со стороны правоохраниельных структур. Главное - там есть конкретные механизмы контроля за исполнением. Соглашение касается всех сфер, оно не предполагает вступления в ЕС, но предполагает внутреннюю перестройку Украины под европейские стандарты. Соглашение эксклюзивно, над ним много потрудиличь и это своего рода уступка, свидетельство того, что Европа протягивает Украине руку, так как никогда еще не было подобного у ЕС с другими странами. Речь о том, чтобы Украина стала правовым государством. Для исполнения условий Соглашения пришлось бы прилагать огромные усилия и потому я связываю отказ не только с санкциями России, но и с тем, что наши чиновники не привыкли работать. С таким Соглашением им стало бы труднее воровать, и еще пришлось бы давать отчет – а это то, к чему они не привыкли. У нас власть не несет ответственности ни за слова, ни за поступки – и это причина, почему сегодня собираются евромайданы. Благодаря Соглашению рядовой украинец должен был почувствовать себя полноценным гражданином. Но для этого со стороны власти должно возникнуть желание не продать себя подорже, но стать европейцами по сути, а не европеидной массой.
Лана НЕДЕТСКАЯ, PRO-TEST (фото автора)
Участников евромайдана заманивают, чтобы увеличить число "гомосексуальных пар":
Протестующая девушка Катя рассказывает, как она защищала плакаты ночью:
Могильщики пытаются убрать "евромайдан":
Потасовка с «титушками»:
"Что написано на плакате, с которым протестую, не знаю - дали подержать":
Разврат и вырождение ждут Украину в случае подписания:
Донетчане подходят к активистам даже ночью – ночной дозор:
Активист евромайдана – наш протест не напрасен:
Выбор между Европой и Россией –это выбор между свободой и тоталитаризмом:
Евромайдан в Донецке:
А эти люди не хотят в Европу:
Евромайдан как праздник пробуждения сознания:
Последние 5 статей
Раскол Донбасса: проблема не в политике — с интеллектом «масс»26.06.2014
Пора позбавити зрадника України Ахметова надприбутків за кошт держави
22.06.2014
Об украинском маршале Петэне, оксюмороне Петра Порошенко и ново-старом химически-олигархическом соединении в виде Удара-ПР-КПУ
22.06.2014
Принуждение к Украине
22.06.2014
Антиолігархічна революція не менш важлива, ніж перемога у війні на Сході
16.06.2014