Следующим свидетелем допрошенным в суде по делу Юлии Тимошенко должен быть Владимир Щербань. Текст его допроса следствием уже обнародован "УП". И после ознакомления с настоящим документом у автора возник один важный вопрос: почему Владимир Щербань не вспоминает газовую войну "ИСД" с "Итерой" в 1996 году?
Ведь, кто-кто, а Владимир Щербань в действительности осведомлен обо всех деталях политически-экономической жизни Донецкого региона, потому довольно странно, что такую важную информацию для следствия он полностью замалчивает.
То, что Владимир Щербань знает очень много, свидетельствует тот факт, что с Евгением Щербанем долгое время они были единственной командой, которая контролировала экономическую, политическую и даже криминальную жизнь области. Потому что третьим в их компании был известный донецкий авторитет Ахать Брагин (Алек Грек).
Сам Владимир Щербань в своих свидетельствах вспоминает, что в справке Василия Дурдинца, которую тот готовил для Президента Леонида Кучмы перед его снятием с должности губернатора "дословно было указано", что Щербань "едва не лично покрывает преступность в регионе".
В своих показаниях суду Владимир Щербань также вспоминает, как он после встречи из Лазаренко в Днепропетровске, "имел встречу из Ахатем Брагиним в доме у Евгения Щербаня".
При чем отношения этих трех сложились, еще в начале 90-тых. Например, автор располагает документом оперативного наблюдения за Ахатем Брагиним в тот месяц, когда был убит известный бизнесмен Донецка Янош Кранц. (Брагина потом подозревали в заказе этого убийства). Так вот, среди мест, регулярно посещаемых Брагиным, был офис корпорации "Атон", где соучредителем уже был Евгений Щербань, а также подсобные помещения универмага "Украина", которым тогда руководил Владимир Щербань.
В следующие годы эта тройка сделала безумную каръъеру. Они стали самыми богатыми людьми области, к тому же Владимир Щербань выиграл выборы губернатора, Евгений Щербань сформировал в Верховной Раде большую фракцию, Брагин стал первым в своей сфере, другие претенденты пали в криминальных войнах.
Однако, если Брагин держался в тени, то Щербани были публичной парой – не разлей вода. Тогдашний депутат Верховной Рады Анатолий Моцпан вспоминает свое первое общение с Щербанями, когда они вдвоем подошли к нему в кулуарах донецкой обладминистрации, чтобы агитировать вступить во фракцию Либеральной партии. "На мой категорический отказ Владимир Щербань ответил словами: "Ну, чего ты так? А? У нас вот так всего". Щербань сделал характерный жест рукой над головой и обратился к "тезке": "Женя постучи". Евгений послушно постучал по деревяному подоконнику", – вспоминает Моцпан.
Кульминацией их близких отношений стало публичное заявление Евгения Щербаня в начале 1996 года о том, что следующим президентом Украины будет ставленник Донбасса – Владимир Щербань.
Однако уже до лета 1996 года их отношения заметно охладели, потому что Евгений Щербань изменил свою позицию относительно кандидата в Президенты, он решил сделать ставку на Евгения Марчука.
В своих показаниях Владимир Щербань также ничего об этом не говорит, хотя безусловно это имеет значение к делу убийства Евгения Щербаня. Так же, как и свидетельство о войне "донецких" с "Итерой".
Однако если бы Владимир Щербань вспомнил эти два "маленькие" нюанса вся логика его показаний полетела бы верх тормашками.
А так у Владимира Щербаня все просто и четко – мотивы убийства Щербаня: газовая война с "ЕЭСУ", заказчики – Лазаренко и Тимошенко. На протяжении всех показаний Владимир Щербань утверждал, что весь 1996 год Павел Лазаренко требовал от него и Евгения Щербаня пустить на газовый рынок компанию "ЕЭСУ" "на условиях Тимошенко" и угрожал расправой после каждого отказа. "Евгений Щербань во время нашего разговора на балконе моего кабинета... рассказал..., что ему звонил Лазаренко... и в очередной раз получив отказ заявил, что он их с Юлей достал и его завалят", – в частности свидетельствовал Владимир Щербань.
И такие разговоры по словам Щербаня происходили не только в конце 1995 года, а даже летом 1996, хотя на тот момент "ЕЭСУ" уже полгода сотрудничало с газовым монополистом Донецкой области "ИСД" (детищем Щербаней, Ахметова, Гайдука, Момота). Стороны договорились еще в конце 1995-того следующим образом: "ЕЭСУ" продавало газ "ИСД", а уже "ИСД" поставляло его донецким предприятиям с наваром 50 центов на каждой тысяче кубометров.
"ИСД" такое сотрудничество было достаточно интересным и вовсе не из-за тех несчастных центов. Вкуснее всего для "ИСД" было то, что предприятия не могли рассчитаться за газ и попадали в долговой капкан, – акции предприятий менялись на векселя и передавались структурам основателям "ИСД".
А что главнее всего – именно инициатива Павла Лазаренко дала возможность "донецким" создать своего газового монополиста.
Ведь до того на газовом рынке Донецкой области господствовали российские компании "Газпром" и "Итера", которые совсем не делились своими доходами с хозяевами области. А когда Лазаренко с тогдашним премьером Евгением Марчуком согласовали с РАО "Газпром" новую схему снабжения газа, то есть создали условия для монополизма ЕЭСУ, умные головы в Донецке скумекали, что это дает им шанс под правительственной крышей создать своего монополиста, взять под контроль газовый рынок региона, вытеснить "Газпром" и "Итеру".
Даже Владимир Щербань в своих показаниях вспоминает, что в 1995 году газ донецким предприятиям поставляла в основном "Итера". Зато Владимир Щербань совсем забыл рассказать, как "ЕЭСУ" – "ИСД" совместными усилиями вытесняли эту "Итеру" из Донбасса. Буквально вырывали куски газового "пирога" прямо из рта россиян.
Как это делалось можно понять из интервью, которое 1996 году дал газете "Приазовский рабочий" Михаил Поживанов: "В приказном порядке мне было сказано, чтобы 28 предприятий перезаключили свои договоры вместо "Итеры" на "Индустриальный союз Донбасса", учредителями которого являются коммерческие структуры, приближенные к губернатору. Подсчитав, что мариупольские предприятия при этом теряют 1,5 млн. долларов, я отказался, и в феврале 1996 года началось следующее: если ты не будешь делать то, что тебе говорят, мы дадим команду правоохранительным органам и тебя вывернут наизнанку. Или убьют...", - так рассказал о событиях тех времен Поживанов. Тогдашний мэр Мариуполя прибавил, что лично Евгений Щербань ему как-то сказал: "Для нас 9 граммов свинца абсолютно не жалко, и это очень дешево стоит".
Именно для борьбы с "Итерой" Владимир Щербань 12 февраля 1996-того года подписал распоряжение согласно которому единственным посредником между оптовыми импортерами природного газа и предприятиями Донецкой области есть корпорация "Индустриальный Союз Донбасса".
"Итера" боролась за каждое предприятие. Она предлагала меньшую цену, а также шантажировала директоров. Например, "Итера" в расчет за газ получала продукцию одного завода, которая была нужна для производственного процесса другому. И, чтобы этот второй завод получил необходимое сырье ему ставилось условие брать газ у "Итеры".
Убийство Шведченко
В начале 1996 года россияне пытались поднять бунт среди "красных директоров" Донбасса. "Итера" начала активные переговоры с отдельными руководителями донецких предприятий, которые готовы были разорвать договоры с "Индустриальным союзом Донбасса", потому что понимали, что иначе их ожидает долговая петля. Для этого в марте 1996 года "Итера" мобилизировала в свои боевые ряды "специалиста по Донбассу" Александра Шведченко – человека из близкого окружения покойника Ахатя Брагина. Он возглавил украинское представительство "Итеры", структуры враждебной к "ИСД", в которой, вспомним, присутствовали интересы Рината Ахметова.
Ахать Брагин со Шведченко были друзья, которых объединяла любовь к спорту: Брагин поддерживал футбольную команду "Шахтер", а Шведченко баскетбольную с таким же названием. Также Шведченко имел долю в Центральном рынке Донецка, который контролировал Брагин, и владел предприятиями, которые реализовали экзотические фрукты - бананы-апельсины. Его партнерами в этом бизнесе был Сергей Роман и Борис Колесников. Кстати все они были из одного района, который расположен между железнодорожным вокзалом Донецка и шахтой "Октябрьской", который также был и малой Родиной Рината Ахметова.
В 1996-тому году еще не существовало официального наследника специфической империи Ахатя Брагина, который погиб во время взрыва на стадионе шахтер осенью в 1995 году. Возможно решение Александра Шведченко возглавить украинское представительство "Итеры", можно расценивать, как боротьбу за это наследие.
Ведь за "Итерой", по информации российских сайтов, в то время стояли влиятельные криминальные круги России. А после гибели Алека Грека, который истребил практически всех "воров в законе" Донбасса, для воровского движения бывшего Советского Союза выпал шанс восстановить свое влияние на этот регион, поддержать кого-то из возможных наследников Брагина.
Кстати, один из соседей Брагина по прозвищу "Бакал", рассказал автору, что партнер Шведченко Сергей Роман как раз имел желание примерить корону Алека Грека и был по духу близким к так называемым "блатным".
Однако, каковы бы там не были планы Шведченко и его партнера Романа, им не суждено было осуществиться. Через три недели после начала работы в украинском представительстве "Итеры" Шведченко был расстрелян. Его партнер Сергей Роман сбежал за границу и вскоре также был убит.
Повезло лишь третьему партнеру с малюсенькой долей в предприятиях Романа-Шведченко – Борису Колесникову, который смог убедить Рината Ахметова в своей верности.
Автор попробовала пообщаться с родственниками убитого Шведченко. Его мама до сих пор живет на улице в тех местах, где вырос Ринат Ахметов. Она рассказала автору, что не была осведомлена в делах сына, никто ничего ей не стал рассказывать и после его смерти. В квартире оформленной на сестру Шведченко общаться с его родственниками пришлось через закрытые двери.
На вопрос почему он пошел работать в "Итеру" женский голос из-за дверей заявил: "Чтобы заработать очень большие деньги". "Какие Шведченко имел отношения с Ахметовым перед смертью?", - спросил автор. На что мужской голос ответил: "Я в сейчас вызову милицию".
Убийство Момота
В момент убийства Шведченко не только "донецкие" находились в состоянии войны с "Итерой", а также и "днепропетровские". В частности, "Итера", которая имела связи в "Газпроме" стала блокировать поставку газа от "Газпрома" к "ЕЭСУ".
Украинская сторона в свою очередь напоминала россиянам, что "Газпром" нуждается в трубах Харцызского трубного завода.
И в самом деле, на тот момент Украина могла себе позволить занимать жесткую позицию, ведь "Газпром" чрезвычайно зависел от труб большого диаметра, которые производились исключительно в Донецкой области. Поэтому не удивительно, что в начале 1996 года Павел Лазаренко был партнером "ИСД" в войне с "Итерой", ведь чем меньше "Итера" присутствовала в Украине чем больше места освобождалось для деятельности "ЕЕСУ".
В 1996 году был дан старт масштабной программе, которая была разработана интеллектуалом из "ИСД" Александром Момотом под названием "Штрипс-труба-газ". Штрипс - это металлическая заготовка из которой катаются трубы. Чтобы повысить объемы производства труб на Харцизском заводе Щербань и Лазаренко работали над объединением "Азовстали" с Мариупольским заводом имени Ильича, которое давало возможность увеличить производство штрипсов. Однако менеджмент "Азовстали" был против такого объединения. Директор "Азовстали" Александр Булянда даже сделал заявление в СБУ с просьбой защитить его жизнь. А в начале июня в автокатастрофе погиб заместитель директора Азовстали Федор Бужан. 13 июня в день похорон упрямого заместителя директора "Азовстали" Павел Лазаренко, уже в ранге премьер-министра подписал распоряжение об объединении металлургических гигантов. Это был дежурный пример согласованного сотрудничества Павла Лазаренко-Евгения Щербаня.
Однако автор этой идеи Александр Момот не был свидетелем этой победы, ведь на то время уже месяц, как лежал в сырой земле. 16 мая Момот был расстрелян в центре Донецка на пороге своего дома.
Владимир Щербань утверждает, что Момота заказали Тимошенко и Лазаренко.
Свидетельствам на эту тему посвящена целая страница в показаниях Щербаня. Свидетель считает, что бизнесмена убили после того, как он показал Юлии Тимошенко расчеты Гайдука и Момота согласно которых корпорация "ИСД" за 1996 год зарабатывала 110 млн. долларов. "Я встретился с Виталием Гайдуком и Александром Момотом у себя в кабинете. В жесткой форме я спрашивал у них почему они демонстрируют... Юлии Тимошенко... документы... Я им сказал, чтобы иметь возможность эти деньги получить заинтересованные люди не остановятся даже перед их убийством и теперь им угрожает большая опасность", – рассказал Щербань следствию. Он прибавил, что после этого разговора Момот был убит.
Хотя свидетельства Щербаня вовсе не объясняют, какой смысл был Тимошенко убивать Александра Момота. Да он был интеллектуалом, конструктором "ИСД", но его детище уже стало на ноги и смерть Момота вовсе не влияла на ситуацию на газовом рынке Донбасса.
И вряд ли когда Владимир Щербань давал эти свидетельства он не знал о другой встрече Момота, которая состоялась незадолго до его смерти, и которая очевидно стала настоящей причиной трагедии.
В те времена в Киеве около моста Патона был пришвартован корабль-ресторан-сауна "Посейдон" - место донецких "сходняков". В 2005 этот корабль сгорел до тла.
А в 1996 это было одно из любимых мест гостей Киева из Донбасса, потому что у корабля был свой донецкий владелец, потому там было удобно останавливаться – "Посейдон" имел несколько гостиничных номеров, даже приличный "люкс".
Так вот, за несколько дней до смерти Александр Момот встречался там с руководителем "Итеры" Игорем Макаровым, на встрече также присутствовал Виталий Гайдук.
Сначала планировалось участие и Евгения Щербаня, но он отказался в последний момент, чтобы продемонстрировать определенное пренебрежение руководителю "Итеры". Источник рассказал автору, что разговор на "Посейдоне" был не просто на повышенных тонах, он был хамским, и особенно отличился Момот, который высказался матом в адрес Макарова.
Возможно это было лишним, ведь в криминальных кругах обиду за такое смывали кровью. А в бурные 90-е серьезный бизнес был чрезвычайно повязан с криминалом и жил по соответствующему кодексу поведения.
Например о владельце "Итеры" Игоре Макарове российские сайты писали, что он "работал под мафией". Среди авторитетов, которые лоббировали деятельность компании называли "Михася" лидера "Солнцевской группировки", Япончика, прежнего лидера русскоязычного преступного мира планеты и Севу Могилевича.
Так вот не прошло и недели после этого разговора, как президента Акционерного Научно-коммерческого общества "Данко" Александра Момота похоронили.
И здесь еще нужно вспомнить, что незадолго до смерти Момот отказал журналисту газеты "Право и дело" в интервью на тех основаниях, что писать о газовом рынке Украины опасно. "Есть силы, в том числе и в России, которые хотят этот рынок подмять под себя, использовать непростое положение с расчетами за газ в своих интересах", – заявил Момот журналисту.
Как видим Момота волновала в первую очередь российская, а не днепропетровская угроза.
Убийство Щербаня
Что касается Павла Лазаренко, то после смерти Момота он поспешил поставить точку в своей войне с "Итерой". На суде в Сан Франциско по делу Лазаренко, в частности, прозвучали показания господина Кавальероса владельца 2% акций "Итеры". Он сообщил, что летом 1996 года перевел 25 млн. долларов на счет компании Bainfield Company Ltd. в швейцарском банке - SCS Alliance. Руководство этого банка сообщило суду, что 51% акций этой компании принадлежит Лазаренко, а другие Петру Кириченко. Обвинение расценило данный эпизод, как взятку для доступа на украинский рынок. Следовательно конфликт Лазаренко и "Итеры" был исчерпан. Но на Донбассе война с "Итерой" длилась и Лазаренко было выгодно, чтобы она продолжалась.
Кстати, еще весной того же года "Итера" стала сотрудничать с Виктором Пинчуком, который позже стал зятем Кучмы, поэтому не удивительно, что следствие по делу убийства Щербаня не интересовал этот след.
После убийства Момота Владимир Щербань пытался больше времени проводить за рубежом. Ринат Ахметов фактически не покидал пределов имения "Люкса" в ботаническом саду Донецка. Выехать в США пытался и Евгений Щербань, однако его сыну Руслану штаты не открыли визу.
Бывший депутат Анатолий Моцпан рассказал, как 20 сентября к нему подошел лично Евгений Щербань и передал для комитета по борьбе с коррупцией компрометирующие материалы на директора "Азовстали" Александра Булянду.
Александр Булянда весь 1996 год не скрывал своего негативного отношения к Щербаням и пытался сбросить газовый диктат "ИСД". Его позиция была – вернуть "Азовсталь" к прямым газовым контактам с Россией, которые завод имел до 1996 года.
Анатолий Моцпан рассказал, что Евгений Щербань познакомил его с Сергеем Тарутой, который должен был объяснить документы. "Только не нужно озвучивать на комитете его фамилию, – предупредил Щербань, – а то его убьют".
"Я тогда его спросил, какие он имеет отношения с Лазаренко, – вспоминает Анатолий Моцпан, – Он мне сказал "Вот такие!" и показал поднятый вверх большой палец".
***
Незадолго до убийства Евгения Щербаня Александра Кужель встретила его в аэропорту Борисполь. "Он летел на Донецк. Я ему напомнила, что он должен был передать мне, как члену парламентской комиссии по изучению ситуации на энергетическом рынке Украины документы касательно злоупотреблений "Итеры". Он мне сказал: "Не нужно. Я хочу, чтобы ты жила".
Кстати, Евгений Щербань был расстрелян в аэропорту после прилета с поздравлений Иосифа Кобзона. Кто-то именно из Москвы дал наводку киллерам, что самолет Щербаня вылетает на Донецк.
Следовательно 1996 год это был год войны не "донецких" с "днепропетровскими", а "донецких" с российской "Итерой". Очень символично, как-то в разгар этого противостояния Евгений Щербань пришел в Верховную Раду в вышиванке.
****
Это фото документа из архива бывшего депутата Верховной Рады А.Ф. Моцпана. Настоящий документ свидетельствует, что Павел Лазаренко и Евгений Щербань вдвоем "копали" под директора "Азовстали" Булянду.
Татьяна ЧЕРНОВОЛ, Блоги на УП
Перевод с украинского PRO-TEST
Последние 5 статей
10 дней без права апелляции13.11.2015
За что судят Артема Фурманюка?
23.10.2015
Генетический код украинской нации
13.05.2015
Шахтерский "протест" и спешка Ахметова
30.04.2015
Метаморфозы комбата и депутата Константина Матейченко: из грязи в мрази. Ч.2 (ВИДЕО, Документы)
22.03.2015