«До 2010 года, до избрания Виктора Фёдоровича Януковича президентом я питался только хлебными корками и огрызками колбасы. Но при новом правительстве моя жизнь полностью переменилась. Регулярные зарплаты, идёт повышение. Предыдущее правительство вообще ничего не сделало, когда было при власти. Теперь я питаюсь чёрной икрой, бужениной, фуа-гра, запиваю всё это дело коньяком «Хеннесси» и шампанским «Вдова Клико». Скоро в моей квартире установят золотой унитаз, поэтому я за стабильность…»
Вечерняя молитва «правильного» украинского шахтёра
Среднеарифметическое благополучие
«Регулярные зарплаты, идёт их повышение, предыдущее правительство вообще ничего не сделало, когда оно было при власти…», — о наступающем благоденствии по много раз на день вещает с экранов телевизора неизвестный мужик в шахтёрской каске. Надо полагать, мужик в каске из навязчивого предвыборного ролика Партии регионов олицетворяет всех украинских шахтёров. Что и логично. Не хвалиться же партии власти, тем, что благодаря неусыпной заботе президента и правительства… сегодня каждый пятый украинец, имеющий официальную работу, продолжает получать зарплату ниже черты бедности, 13,5% семей без детей и 24% семей с детьми, в которых работают все взрослые, являются бедными. Как-то не вписываются эти данные официальной статистики ни в магическое заклинание «Покращення вашого життя вже сьогодні», ни в приворотный заговор от всех болезней «Руїну подолано!».
С шахтёрами оно как-то более на руку. Тут можно предъявить и факсограмму за подписью первого замглавы Минэнергоугля И. Поповича, предписывающую руководителям угольных предприятий начислять зарплату работникам, начиная с июня, по тарифным ставкам и должностным окладам из расчёта минимальной месячной зарплаты в 1004 грн. И отметить не грех, что в текущем году это было уже третье повышение тарифов и окладов шахтёров: 1 марта был осуществлён перевод на тарифные ставки и должностные оклады 960 грн., а с 1 апреля ставки и оклады были приведены в соответствие с минималкой 985 грн. Не успел начаться август, пресс-служба Минэнергоугля рапортует: в июле 2012 г. на госшахтах произошло очередное повышение зарплаты в связи с переходом на тарифные ставки и должностные оклады, рассчитанные из минимальной зарплаты 1073 грн. В прошлом году никаких выборов в Украине не было, шахтёрские тарифы и оклады пересматривались дважды, последний раз в июле 2011 г., их пересчитали тогда в соответствии с минималкой 941 грн.
Всё это, конечно, хорошо. Однако при действующей на угольных предприятиях ещё сталинской сдельно-премиальной системе оплаты труда перерасчёт тарифных ставок и окладов на более высокий уровень не обязательно свидетельствует о реальном повышении зарплаты. Зато почти всегда ассоциируется с театром абсурда. Даже, если брать во внимание такой весьма относительный показатель, как среднемесячная зарплата.
Например, в ОП «Шахта «Южнодонбасская № 3» ГП «Донецкая угольная энергетическая компания» среднемесячная зарплата работника за первое полугодие 2012 г. составила 5502 грн., что весьма неплохо смотрится на фоне аналогичного показателя за первые 6 месяцев 2011 г. (4434 грн.). Однако, можно себе представить, какими нелитературными словами костерят предвыборные ролики Партии регионов горняки шахты «Октябрьский рудник» (более 1400 работников), входящей в состав того же ГП «Донецкая угольная энергетическая компания».
Да, на сегодняшний день эта шахта, не сумевшая в первом полугодии осилить производственную мощность даже в 100 тыс. тонн (за аналогичный период прошлого года — чуть боле 52 тыс. тонн), относится к категории «если бы рабочие после смены набирали бы уголь в свои каски и вывозили бы его на-гора, добыча была бы больше». Но это проблемы эффективности государственного и хозяйственного менеджмента. Непосредственно же шахтёры, зная, что в прошлом и нынешнем году пять или шесть раз пересчитывались тарифы и оклады в сторону увеличения, смотрят в свои зарплатные «табульки». И видят там, условно говоря, среднюю зарплату за первые 6 месяцев 2011 г. — 4080 грн., и такую же среднюю зарплату за 6 месяцев с начала 2012 г. — 4091 грн. На разницу после всех «повышений» не купишь и презерватив со вкусом клубники.
Или, каково работникам всех 10 шахт ГП «ДУЭК» (без малого 15 тыс. человек), которым начислили за июнь в среднем по 4955 грн., читать бравурные отчёты Главного управления статистики в Донецкой области о том, что по уровню зарплаты за тот же июнь первое место среди всех видов экономической деятельности в области заняли работники угольной промышленности со средней зарплатой 5159 грн.?!
Как известно, среднеарифметические величины — штука весьма презабавная. Простой пример. Берём шесть работников. Один из них зарабатывает 1000 грн., остальные пять — по 400 грн. Их средняя зарплата, рассчитанная как среднее арифметическое, составляет: (1000 + 400 x 5): 6 = 500. Мы видим, что один человек «вытягивает» пятерых на уровень средней зарплаты в 500 грн. Пятеро не имеют такой зарплаты, но статистика говорит, что имеют.
Если же конкретно рассматривать тарифные ставки и оклады, действующие в угольной промышленности, то неизвестный шахтёр из рекламного ролика Партии регионов благодарит родное правительство за то, что оно не в состоянии было обеспечить выполнение требований законодательства по уровню этих самых тарифных ставок и окладов ни в 2010 г., ни в 2011 г. И, судя по всему, не обеспечит и в текущем году.
По Закону Украины «Об оплате труда» тарифные ставки и должностные оклады на угольных предприятиях с начала 2012 г. должны быть установлены в соответствии с действовавшей с 1 января минимальной зарплатой 1073 грн., а для работников, занятых на подземных работах, — 1395 грн. (1073 грн. умноженные на коэффициент 1,3 — по Закону «О повышении престижности шахтёрского труда»). Соответственно, с 1 апреля 2012 г., но не позднее 1 октября 2012 г. (учитывая законодательные оговорки, позволяющие «растянуть» во времени приведение зарплат в соответствие с законом), тарифы и оклады должны быть установлены из расчёта 1094 грн. в месяц, а для подземных работников — 1422 грн., с 1 июля 2012 г., но не позднее 1 января 2013 г., — из расчёта 1102 грн. и 1433 грн. в месяц. И т. д.
В действительности, зарплата шахтёров пересчитывается по некой волшебной формуле, которая в звучит так — в случае невозможности введения предусмотренных законодательством тарифных ставок и окладов в связи со сложной экономической ситуацией в виде исключения определить график перехода предприятий на новые тарифы и оклады:
— после 1 апреля 2012 г. — из расчёта минимальной зарплаты, превышающей 985 грн. в месяц (минимальной зарплата, установленная в Украине с 1. 10. 2011 г.);
— после 1 июня 2012 г. — из расчёта минимальной зарплаты, превышающей 1004 грн. в месяц (минимальной зарплата, установленная в Украине с 1. 12. 2011 г.);
— после 1 июля 2012 г. — из расчёта минимальной зарплаты, превышающей 1073 грн. в месяц (минимальной зарплата, установленная в Украине с 1. 01. 2012 г.);
— после 1 октября 2012 г. — из расчёта минимальной зарплаты, превышающей 1094 грн. в месяц (минимальной зарплата, установленная в Украине с 1. 04. 2012 г.).
Как на деле выполняется этот форс-мажорный график, до конца неизвестно, — в открытых источниках отсутствует информация о том, сколько предприятий синхронно с сообщениями пресс-службы Минэнергоугля и факсограммами первого замглавы этого ведомства переходят на новые тарифы и оклады, а сколько нет.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ НАШУ СПЕЦИАЛЬНУЮ РУБРИКУ "ЧЕРНОЕ ЗОЛОТО"
Зато хорошо известно другое. Когда надо горнякам платить по закону, в государственном секторе отрасли уже третий десяток лет «сложная экономическая ситуация». Зато никакой сложной экономической ситуации в упор не наблюдается в вопросах поставок на шахты коногонок по цене ноутбуков. Или когда шахта, например, «покупает» полтора километра кабеля за полмиллиона (подобные факты регулярно выявляют СБУ и прокуратура), хотя никакого нового кабеля нет, — в подземной выработке продолжают пользоваться старым и дешёвым…
Ради объективности следует отметить, что недоплачивали шахтёрам при всех правительствах, не были исключением и правительства, сформированные премьер-министром В. Януковичем в 2002-м и в 2006-м гг. Но, похоже, нынешнее более всех предыдущих верит в горняцкий мазохизм, и в то, что благодарные шахтёры и ради таких зарплат, задрав штаны, побегут на избирательные участки голосовать за Партию регионов.
Дети — наше всё
Телевидение, радио и газеты основательно «издолбили» сознание обывателя новостью: президент Украины Янукович 20 июля таки подписал закон, разрешающий зачисление в вузы за счёт средств государственного и местного бюджетов детей шахтёров. До этого сообщалось, что правящая Партия регионов вместе со своими сателлитами по Верховной Раде приняла законопроект «О внесении изменений в ст. 5 закона Украины «О повышении престижности шахтёрского труда (относительно особенностей получения образования)», который Янукович, собственно, и подписал.
Мол, теперь вне конкурса в государственные вузы и ПТУ будут зачислять детей шахтёров, имеющих стаж подземной работы не менее 15 лет. Эта норма распространяется также на детей шахтёров, погибших в результате несчастного случая на производстве, и детей шахтёров-инвалидов. Шахтёрским детям так же должно предоставляться место в общежитии на время обучения с гарантированной выплатой за счёт госбюджета стипендии в размере прожиточного минимума, установленного законом для трудоспособных лиц. Акценты сообщений по данной теме — вот как власть неусыпно заботится об интересах шахтёров.
В действительности всё обстоит немножко «по-другому». Льгота при поступлении в учебные заведения существовала и раньше — согласно Закону Украины «О повышении престижности шахтёрского труда», который был пролоббирован в Верховной Раде правительством Ю. Тимошенко (вступил в силу с 16 сентября 2008 г.). Закон был подготовлен и принят, кстати, после того, как парламентские фракции Партии регионов, коммунистов и блока Литвина тупо провалили аналогичный законопроект, согласованный со всеми фракциями.
Неизвестно, вспомнила бы Партия регионов и её президент о шахтёрских детях, не подоспей в Украине очередные парламентские выборы. По крайней мере, с 2008 г. это их не беспокоило. Дело в том, что понятие «дети» в ст. 5 Закона Украины «О повышении престижности шахтёрского труда» в соответствии с международным и отечественным законодательством не могло трактоваться иначе, кроме как «лицо в возрасте до 18 лет». Таким образом, учитывая действующую в Украине 11-годовую учебную программу общеобразовательной школы, другие объективные или субъективные обстоятельства, дети шахтёров, имеющие право на внеконкурсное зачисление в вузы и ПТУ, но которым по окончанию школы уже исполнялось 18 лет, «выпадали» из зоны действия закона.
Теперь же статью откорректировали, заменив слово «дети» словосочетанием «лица, родители которых являются», установив так же срок действия льготы — 3 года после получения среднего образования. Льгота, как и раньше, распространяется на детей шахтёров, имеющих стаж подземной работы не менее 15 лет или погибших в результате несчастного случая на производстве или ставших инвалидами I или II группы. Так же как и раньше право вне конкурса быть зачисленными в вузы и ПТУ имеют право шахтёры при наличии подземного стажа не менее 3 лет.
Всё же и от выборов бывает какой-то прок. Хотя бы шахтёрским детям повезло. В отличие от их родителей, которых власть целых два года очень даже имела в виду, но в плане опустошения карманов.
Под катком «реформ»
Кадровая специфика украинского углепрома — около 60% подземных работников на угольных шахтах пенсионеры, а если брать технологическую цепочку — шахта, её поверхностный комплекс и обогатительная фабрика, то там численность работающих пенсионеров доходит до 70%. Считается, что шахтёры-пенсионеры менее других категорий работников пострадали от реформ Януковича-Азарова. Но это вовсе не означает, что горняки не попали под реформаторский каток.
Как известно, право шахтёров на льготную пенсию определяется ст. ст. 13 и 14 Закона Украины «О пенсионном обеспечении». Исчисление же самого размера пенсии с 1 января 2004 г. производится по нормам Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании». После принятия уже упоминавшегося Закона «О повышении престижности шахтёрского труда» ст. 28 закона о пенсионном страховании была дополнена нормой минимального гарантированного уровня пенсионного обеспечения для шахтёров при первичном назначении им пенсии: минимальный размер пенсии для работников, отработавших на подземных работах с полным рабочим днём не менее 15 лет для мужчин и 7,5 лет для женщин по списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утверждённому Кабинетом Министров Украины, устанавливается независимо от места последней работы в размере 80% средней зарплаты шахтёра, но не менее трёх размеров прожиточного минимума, установленного для лиц, утративших трудоспособность. К счастью шахтёров, эти нормы были обойдены вниманием «реформаторов». Может, ещё просто руки не дошли.
В ТЕМУ:
"Братве — ордена и медали, работягам — почётные грамоты" (Открытое письмо Президенту Януковичу)
Чертово колесо кадровой политики угольной отрасли. Зарисовки с натуры
Виктор Федорович Нетэтчер (аналитическая статья Виталия Портникова)
Шахтеры Донбасса двинули на Киев – и не в поисках защиты от украинского языка
Шахтеры просят Азарова покупать украинский уголь вместо импортного
Угольный бизнес семейства Януковичей
Однако, уровень пенсионного обеспечения горняков не исчерпывается суммами первичного начисления пенсий. В связи с увеличением зарплаты работников, занятых в отраслях экономики, прожиточного минимума и страхового стажа на условиях, определённых ч.ч. 1–4 ст. 42 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», производится индексация и перерасчёт пенсий.
Индексация пенсии производится в соответствии с законодательством об индексации денежных доходов населения (ч. 1 ст. 42 Закона о пенсионном страховании).
Перерасчёт же пенсии в связи с увеличением зарплаты производится ежегодно по состоянию на первое марта текущего года (ч. 1 ст. 42 Закона о пенсионном страховании).
Однако и в 2011 г., и в 2010 г., как и в 2009 г., при пересчёте пенсий в нарушение ч. 4 ст. 42 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» органы Пенсионного фонда Украины (ПФУ) использовали показатель средней зарплаты в Украине не за год, предшествующий году обращения за пересчётом пенсии (в 2009-м — за 2008 г., в 2010-м — за 2009 г., в 2011-м — за 2010 г.), а за 2007 г.
Чтобы добиться перерасчёта пенсии в соответствии с законом, шахтёрам-пенсионерам, как и работающим пенсионерам других отраслей, приходилось идти в суд и вести многомесячные тяжбы с Пенсионным фондом. Суды, как правило, принимали положительные решения, обязывая органы Пенсионного фонда пересчитывать пенсии с учётом годового показателя средней зарплаты за 2008 г. (1573,99 грн.), если заявление о пересчёте подавалось в ПФУ в 2009 г. Или же обязывали ПФУ пересчитывать пенсии с учётом показателя средней зарплаты за 2009 г. (1650,43 грн.) при обращении за пересчётом пенсии в 2010 г.
Тут-то и подоспела замечательная судебная «реформа» Януковича, фактически, минимизировавшая шансы граждан Украины добиться, в частности, заработанной по закону прибавки к пенсии. Только на протяжении 2010 г. процессуальное законодательство в части определения подведомственности и подсудности дел о перерасчёте пенсий радикально менялось несколько раз:
— до 10. 03. 2010 г. (до вступления в силу Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательных акты Украины относительно подведомственности дел, связанных с социальными выплатами» от 18. 02. 2010 г.) дела о перерасчёте пенсии рассматривались в порядке административного судопроизводства местными общими судами как административными судами;
— с 10. 03. 2010 г. до 9. 09. 2010 г. (до принятия Конституционным Судом Украины (КСУ) решения от 9. 09. 2010 г., которым положения Гражданско-процессуального кодекса (ГПК) Украины относительно рассмотрения дел о перерасчёте пенсии в порядке гражданского судопроизводства были признаны неконституционными) дела о перерасчёте пенсий рассматривались общими судами в порядке гражданского судопроизводства. Решение КСУ привело к тому, что дела о перерасчёте пенсий, находившиеся в производстве общих судов в порядке гражданского судопроизводства, были закрыты, пенсионеры были вынуждены обращаться в общие суды снова с административным иском;
— с 9. 09. 2010 г. по 1. 01. 2011 г. — на протяжении этого периода дела о перерасчёте пенсии рассматривались в порядке административного судопроизводства общими местными судами в силу того, что КСУ признал неконституционными изменения в ГПК Украины и в Кодекс административного судопроизводства Украины (КАСУ) от 18. 02. 2010 г., а, следовательно, восстановило своё действие положение о рассмотрении этих дел общими судами в порядке административного судопроизводства.
— с 1.01. 2011 г. — рассмотрение дел о перерасчёте пенсии стало проводиться местными общими судами как административным судами в порядке административного судопроизводства на основании изменений в КАСУ, внесённых Законом Украины «О судоустройстве и статусе судей» от 7. 07. 2010 г.
Естественно, путаница в правовом регулировании подведомственности дел о перерасчёте пенсий значительно усложняла защиту своих прав пенсионерами, и, в конце концов, привела к искусственному затягиванию рассмотрения дел из-за правил разного судопроизводства, не говоря уже об умышленном затягивании выполнения судебных решений.
Так, практически все судебные решения о перерасчёте пенсий, принятые в период с 9. 09. 2010 г. по 1. 01. 2011 г. местными общими судами в порядке административного судопроизводства, на основании решения КСУ были обжалованы территориальными органами ПФУ, несмотря на отсутствие законных оснований для пересмотра таких решений. Соответствующие апелляционные жалобы сначала направлялись местными судами в соответствующие апелляционные административные суды, которые не принимали их к своему производству в силу того, что по «подмарафеченному» законодательству они получали полномочия по пересмотру таких дел лишь с 1. 01. 2011 г.
Изощрённое издевательство над людьми — в данном случае трудно подобрать более точное название «судебной реформы». Впрочем, в этом деле власть намерена поставить жирную точку после выборов. Кабмин зарегистрировал в парламенте законопроект, отменяющий безотлагательное начисление пенсий и компенсаций по судебным решениям, и предусматривающий изъятие из КАСУ нынешней нормы о «немедленном исполнении постановлений суда о присуждении выплаты пенсий» в полном объёме. Вместо этого размер «немедленных» выплат по судебному решению предлагается сократить до «пределов суммы взыскания за один месяц». И снова предлагается изменить порядок рассмотрения исков о начислении, перерасчёте пенсий, осуществлении, предоставлении и получении пенсионных выплат — сделать такие иски подведомственными только административным судам «по общим правилам КАСУ». Так же предлагается уменьшить размер штрафов, которые могут быть наложены на должностных лиц, не выполняющих постановление суда: со 100–300 минимальных зарплат (98,5–295,5 тыс. грн.) до 100–300 минимальных необлагаемых минимумов (1,7–5,4 тыс. грн). Если свистопляска с подведомственностью пенсионных исков, затеянная властями, — это стабильность, что тогда нестабильность???
Молилась ли ты на ночь, Дездемона, за здравие премьера?
Но и это ещё не все «покращення». 19. 07. 2011 г. Высший административный суд Украины (ВАСУ) разослал «на места» письмо № 1049/11/13–11, после чего практика судов всех инстанций относительно перерасчёта пенсий кардинально изменилась. Практически все суды стали отказывать в удовлетворении требований истцов (пенсионеров). Примечательно, что письма ВАСУ — это «художественная самодеятельность», они не являются ни законодательными актами, ни актами, обязательными для исполнения нижестоящими судами. Однако подмётное письмо ВАСУ немедленно было взято судами под козырёк.
Суть письма кроется в последнем абзаце: «… исходя из общего принципа приоритетности законов над иными подзаконными нормативными актами, при рассмотрении и разрешении дел указанной категории применению подлежит Закон № 1058 IV, а именно нормативные положения ст. 42 этого закона, которые действовали в редакции до отмены изменений, внесённых Законом Украины № 107 VI от 28. 12. 2007 г. «О Государственном бюджете Украины на 2008 г. и о внесении изменений в некоторые законодательные акты», и были, и остаются действующими на момент перерасчёта пенсии. Как указывалось выше, из содержания этих норм следует, что при перерасчёте пенсии величина средней заработной платы (дохода) учитывается та, которая использовалась при назначении пенсии».
В переводе на человеческий язык: назначили вам пенсию по зарплате 2007 г. (1197,91 грн.) — эта сумма и будет использоваться при всех следующих перерасчётах пенсии. Главная же цель казуистики — задушить в зародыше перерасчёт пенсий; при одной и той же исходной сумме зарплаты нет смысла делать этот перерасчёт. Проблемы не было бы — если бы в Украине пенсии индексировались честно. Но зарплата растёт, к примеру, в 1,5 раза, а пенсии индексируют на сущие копейки — на 2–5%. То есть власть взяла курс на последовательное сокращение расходов на пенсионеров.
Логичным же завершением процесса выворачивания карманов работающих пенсионеров стало освящение Конституционным Судом решений партии власти, согласно которым размер и порядок повышения пенсий стал определяться «в пределах бюджета Пенсионного фонда по решению Кабинета Министров Украины». То есть, не в установленном законами порядке, а в зависимости от того, с какой ноги встанет Азаров, и что ему приснится ночью.
Согласно ч. 3 ст. 42 Закона о пенсионном страховании, перерасчёт пенсии при повышении размера прожиточного минимума, установленного законодательством, производился как работающим, так и не работающим пенсионерам. Однако с 1. 10. 2011 г., после претворения в жизнь ещё одной замечательной «реформы» Януковича-Азарова — пенсионной, — то есть после вступления в силу Закона Украины «О мерах относительно законодательного обеспечения реформирования пенсионной системы», указанную статью изменили, исключив из неё повышение размера пенсии при повышении размера прожиточного минимума всем работающим пенсионерам, в том числе и шахтёрам.
Теперь работающий пенсионер-шахтёр может рассчитывать на перерасчёт своей пенсии в связи с увеличением прожиточного минимума только после прекращения работы. После чего орган ПФУ, на условиях, определённых ст. 8 Закона Украины «О повышении престижности шахтёрского труда» и ст. 28 Закона о пенсионном страховании, обязан будет произвести ему перерасчёт пенсии с учётом прожиточного минимума, установленного законом на момент увольнения шахтёра с работы. В дальнейшем неработающему пенсионеру-шахтёру такой перерасчёт будет производиться постоянно при каждом увеличении прожиточного минимума. Таким образом, если после назначения пенсии шахтёр продолжает работать, увеличение пенсии в связи с повышением размера прожиточного минимума согласно ч. 3 ст. 24 Закона о пенсионном страховании ему не производится.
Поэтому не зря безымянный шахтёр из предвыборных телероликов Партии регионов словами Азарова костерит «папереднее» правительство, и славословит нынешнее, якобы повысившее шахтёрские заработки. «Нам приходится вас обманывать, чтобы сохранить ваше доверие», — сказал бы поляк М. Шарган.
Обобрав 70% работников угольной отрасли, власть не успокоилась. Возьмем для примера управление ПФУ типичного шахтёрского городка Донецкой области Угледара. На своём официальном сайте это управление ПФУ сообщает: по состоянию на 1. 06. 2012 г. общая задолженность по уплате страхового и единого взносов в бюджет ПФУ по Угледару составила 18,5 млн. грн., в основном это долги двух местных шахт — ОП «Шахта Южнодонбасская № 3» ГП «Донецкая угольная энергетическая компания» (14,7 млн. грн.) и ГП «Шахтоуправление «Южнодонбасское № 1» (3,8 млн. грн.). Городское управление ПФУ предупреждает угледарцев: «… страховой стаж наёмным работникам будет засчитан лишь после уплаты взносов в Пенсионный фонд этими предприятиями в полном объёме, и только затем индивидуально каждому работнику будет проведены назначение или пересчёт пенсии».
Собственно, подобные формулировки — не эксклюзивная трактовка законодательства в Угледаре. Аналогичные предостережения территориальных органов ПФУ звучат и на востоке Украины, и на западе, и в центре, и в Крыму. Речь идёт о скоординированной всеукраинской компании. ПФУ разъясняет: отстаивать своё право на будущую пенсию должны сами застрахованные лица. Мол, в соответствии со ст. 16 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» застрахованные лица имеют право получать от страхователя подтверждение об уплате страховых взносов и требовать такой уплаты, в том числе в судебном порядке. Каждое застрахованное лицо имеет право периодически интересоваться тем, как рассчитывается работодатель с ПФУ, и при неподобающем выполнении работодателем своих обязанностей обращаться с иском в суд и требовать от предприятия полной уплаты страховых взносов. Для этого следует к работодателю обратиться письменно. В соответствии с Законом Украины «Об обращениях граждан» работнику в месячный срок должны дать ответ. Если ответ не удовлетворяет или вообще ответа не последует, работникам, мол, следует обратиться в местную прокуратуру и в суд.
И вот, что получается. Имеющий в своём штате целую армию юристов государственный Пенсионный фонд посредством государственной судебной системы и государственной исполнительной службы не может заставить государственные предприятия рассчитываться по государственным пенсионным обязательствам. И в этой ситуации принято «мудрое государственное» решение — пускай, к примеру, тот же шахтёр сам и «воюет» в судах за свою пенсию с директором своего предприятия. От таких «мудрых» решений попахивает прелюдией к тому, чтобы «подсадить» миллионы украинцев вне зависимости от наличия у них страхового стажа на какие-то минимальные пенсии без шансов отсудить через суд положенное по закону.
Допустим, пара-тройка смельчаков найдётся, и они пойдут в суд с иском, требуя обязать родное предприятие в полном объёме погасить задолженность по страховым взносам в Пенсионный фонд. Допустим, суд даже удовлетворит такой иск. Скажем, в администрации ГП «Шахтоуправление «Южнодонбасское № 1» над этим только посмеются, и покажут свою кредиторскую задолженность, перевалившую на сегодняшний день за две сотни миллионов. На других шахтах суммы «кредиторки» другие, но она такая же «неподъёмная». Дальше что?!
А дальше только одно, — исходя из логики предвыборного слогана власть имущих — на ночь глядя возносить трёхкратную молитву во славу правительства. Текст молитвы — исторический: «Спасибо за хлеб, за кашу, и доброту вашу!»…
Василий ПРОБАЧАЙ, редактор газеты «Ситуация и Факты», специально для PRO-TEST
Последние 5 статей
10 дней без права апелляции13.11.2015
За что судят Артема Фурманюка?
23.10.2015
Генетический код украинской нации
13.05.2015
Шахтерский "протест" и спешка Ахметова
30.04.2015
Метаморфозы комбата и депутата Константина Матейченко: из грязи в мрази. Ч.2 (ВИДЕО, Документы)
22.03.2015