09.10.2007 «Соляная симфония»: наши “випы” не узнали знаменитого писателя Андрея Куркова
7 октября примерно в 10.10 в Донецком аэропорту приземлился чартер Киев-Донецк, оплаченный спонсорами 4-го международного арт-фестиваля «Соляная симфония». До Соледара журналистов и гостей везли автобусами пару часов.
Хотя для «випов» предусмотрена специальная стоянка на территории шахты, они предпочитают парковаться на газоне напротив входа. Машины только черные и стальные - мерседесы, лексусы, но есть недорогие шевроле. Некоторые из выходящих дам – в меховых горжетках и шубах, хотя на улице + 27.
Перед спуском в соляную шахту предлагают подкрепиться. Гости выпивают и закусывают под звуки живой музыки – знакомые вещи Штрауса, Моцарта, Вивальди исполняют музыканты донецкой филармонии.
В лифт помещается не больше 22 человек, так что спуск в шахту растягивается на несколько часов, а у входа выстраивается очередь. Ни красной дорожки, ни металлоискателей, только двое «фейс-контрольщиков» с бейджами «Евгений» и «Виктор», которые в другое время работают охранниками в отеле «Донбасс-палас». Журналистов просят посторониться. Не пропускают даже австрийскую прессу:
- Сначала vip-гости!
Дресc-код, как выясняется, распространяется только на нас.
- Нельзя в яркой одежде. Лояльные тона – черный, серый, бежевый… - говорит Алена Должанская, представитель организатора - ООО «Ист-Вест Консалт». – в прошлом году несколько человек не пропустили.
В тот же момент замечаем в очереди мужчину в белых кроссовках, синих спортивных брюках и голубой джинсовой куртке.
- Можно и в кедах. – соглашается Алена. – Если по vip-приглашению. Особенно, если вы спонсор.
Входящим протягивают голубые халаты (на спине написано «Райффайзен-банк») и белую псевдошахтерскую каску. Работница Артемсоли, государственного производственного объединения, которому принадлежит эта шахта, потихоньку сообщает:
- Не бойтесь, это не для безопасности – так, ради прикола.
Спуск на 288 метров под землю занимает пару минут в кромешной тьме.
- Здравствуйте! Будьте осторожны. – приветствует гостей экскурсовод Артемсоли.
Каблуки утопают в настоящей поваренной соли, ее здесь добывают больше 120 лет. В пещерах есть спелеосанаторий – дышать соляным воздухом полезно, сообщают нам.
- А для костей и суставов не хорошо, - говорит другой работник, потому у нас и подземный стаж, как у угольщиков.
Температура воздуха в подземелье 17 градусов. Мобильная связь уверенная.
Стены подземных лабиринтов украшены художественной выставкой. Большинство авторов картин – киевляне. В том числе 51-летний авангардист Петр Лебединец, чьи работы находятся в частных коллекциях американских и европейских богачей. Единственная донецкая участница выставки 19-летняя Евгения Доля - флористка, прославившаяся участием в проектах «Моя любимая команда «Шахтер», «70 лет ФК Шахтер».
Замечаю первое узнаваемое лицо – известный писатель и киносценарист Андрей Курков, живущий в Лондоне, подписывает свои книги и любезно беседует с публикой, которая подходит к его столу. Книгу можно приобрести всего за 20 гривен, но желающих мало.
- У меня самые высокие гонорары из постсоветских писателей и самые большие тиражи в Европе, - улыбается Андрей Курков. - А в Украине, к сожалению, я пока не столь популярен, но не считаю зазорным ездить по стране с творческими встречами. После этого книги продаются лучше.
Рядом общается с поклонниками Ирэн Роздобудько, киевская писательница родом из Донецка, чьи книги хранятся в библиотеке конгресса США. Но в компании литераторов - ни одного «випа».
- Меня пригласил лично господин Гессль, - сообщает Андрей Курков. - он тоже мой читатель.
Кристиан Гессль – человек, придумавший проводить музыкальный фестиваль в этой шахте – тогда, в 2001 году, он работал торговым советником посольства Австрии в Украине и сейчас остается вдохновителем «Соляной симфонии». За несколько лет до рождения этой идеи в тех же выработанных шахтах Соледара украинские «патриоты» хотели создать могильник ядерных отходов.
В 15.00 приглашают в концертный зал. Количество мест всего 350, а помещение впечатляющее - высота метров тридцать.
Концерт Парижского оркестра контрабасов (L orchestre de Contrabasses) продолжается не больше часа. Выступление французских артистов – сплошная импровизация в модном смешении стилей – от классики до хип-хопа. «Фишка» концертной программы – номер, во время которого музыканты играют на одном инструменте всем составом – вшестером, вызывает восторг зрителей.
По завершении концерта журналистов зовут на пресс-конференцию, а вип-гости занимают места за банкетными столами, которые сервированы прямо в концертном зале. vip-приглашение, включающее банкет из блюд австрийской кухни, можно было купить за 500 евро. По замыслу организаторов так можно привлечь людей, далеких от музыки и литературы. Рассказывают, что прямое авиасообщение между Веной и Донецком - результат тесного бизнес-общения во время первого фестиваля.
На пресс-конференции говорят в основном об имидже Донбасса.
- Гостям из Вены все очень понравилось – и прием, и отель, и этот уникальный зал. – говорит Дмитрий Витвицкий, специалист по связям с общественностью ООО «Ист-Вест Консалт» (фирма-организатор).
Звезды – Катарина Корези, Елена Суворова - солистки Венской оперы, которые выступали в первый день фестиваля, проживали в «Донбасс-паласе». Там же - французские контрабасисты и доктор Вольфрам Розенбергер, который дирижировал оркестром Донецкой филармонии в день открытия.
- Наш фестиваль влияет на привлечение иностранных инвестиций. - считает Дмитрий Витвицкий.
- Деньги – это всего лишь деньги… Главное – не они, а впечатление, которое мы произведем на иностранцев. – замечает Александр Кононов, замдиректора «Райффайзенбанк Аваль», еще один спонсор.
- Соляная симфония – инвестиция в мировую культурную жизнь. – считает Геннадий Чижиков, президент Донецкой торгово-промышленной палаты.
По значимости, уверен господин Чижиков, с этим событием может сравниться разве что концерт Элтона Джона в Киеве. Хотя, высказав это мнение, г-н Чижиков тут же прибавил, что сам на концерте сэра Элтона не присутствовал.
Уже стемнело, когда слегка расслабленные «випы» начали подниматься на поверхность. Заводовладелец из Луганска, не назвавший имени, поделился эмоциями:
- Здорово было, когда музыканты поставили контрабасы «вниз головой», а сами стали позади инструментов, и играли не глядя! Мне все понравилось, хотя мой товарищ был на первой «Соляной симфонии», в 2004-ом, и говорит, что тогда все было роскошнее. Я хоть и промышленник, но неравнодушен к прекрасному. Недавно выпустил сборник поэтической лирики собственного авторства. Тираж – одна тысяча экземпляров…А вообще, девчонки, все это понты… На фоне музыки…
Он хотел и дальше пооткровенничать, но спутница, бросив красноречивый взгляд, увела промышленника в сторону.
- Мы имели возможность насладиться игрой настоящих мэтров. – считает Олег Наумович Бахтиозин, художественный руководитель камерного оркестра Донецкой областной филармонии. - И акустика в соляной шахте необыкновенная. Единственное «но» - хотелось бы послушать этих исполнителей без микрофонов, мне кажется, от этого выиграл бы звук.
На любые вопросы, касающиеся денег, организаторы избегали отвечать. Заявленный бюджет мероприятия – 350 тысяч евро - по слухам, чуть ли не вдесятеро меньше реального. Причем, в свободную продажу ушла приблизительно десятая часть билетов (остальное – приглашения для своих).
На тему затратной части фестиваля беседую с иностранным промоутером, не имеющим отношения к организаторам «Соляной симфонии».
- Я думаю, что это, естественно, делается за деньги олигархов. Поэтому никто не собирается ничего окупать. Часть расходов прикрыть, что-то отмыть… Смотря сколько стоит арендовать это место – как я предполагаю, дорого. А, может, такие как Ренат, его берут бесплатно. В нестандартном помещении трудностей много, декорации и дизайн, если есть – а он есть, даже сервировка столов – может доходить до 30000 долларов. Свет - может дойти до 15-20 тыс. долларов. Это надо смотреть райдер (какой свет). Звук - мало, потому что в живую. Как они рекламируются вообще не знаю - думаю никак, чисто пиар не дорогой. Построить сцену - думаю, дойдет до 10 000 долл. Автобус в Соледар – это не ко мне, а чартер может стоить 80 000 – 140 000 баков. Причем у олигархов - свои самолеты, так что не факт. Продукты можно только увидеть на столе, и понять сколько, но, думаю, где-то 200 долларов порция (может, там все черной икрой зальют). Повар из Австрии 10 000 баков максимум, но это нормально. Венские солистки стоят не дорого: Доминго стоит 250000 приблизительно, Карерас – 120000, Бочелли – миллион, а эти девушки - от 15 до 25 т. долларов. Оркест французских контрабасистов – 20 – 30 тысяч долларов, максимум. Прибавь в среднем 60 долларов в день на питание артистов + минимум будут 4 дня, если два концерта. Соответственно гостиница, исходя из 250 долл. сутки - минимум. Хотя опять же Ренату это стоит дешевле, но не намного – отдельный бизнес – на долларов 70, может быть, меньше. Продакшн-менеджер – тот, кто все это вымеряет там – сцена+свет+звук – 3 000 долларов. Транспорт в зависимости от количества артистов, но минимум 2 автобуса с инструментами – 3 приблизительно тысячи долларов. Подсобные рабочие – 20 минимум в день, по 50 долларов человеку. Средняя цена билета на такое мероприятие должна быть 700 евро, так что 300 за вход, как у вас – это скромно.
Лана Недетская, специально для PRO-TEST
Фото автора
Cправка от PRO-TEST. Андрей Курков (его фото на главной странице). Родился в Ленинграде. Живет в Лондоне, гражданин Украины. Три месяца в году проводит, выступая в Германии с отрывками из книг. Первое стихотворение в 7 лет. Первая специальность - дезинфектор. Переведен на 32 языка. Пишет на русском. По его сценариям поставлено 18 фильмов.
Ирэн Роздобудько. Работала киномехаником, официанткой, шпрехшталмейстером в цирке. Уехала из Донецка в 1988 году. Лауреат международной литературной премии, Лучшая детская книга 2007, трехкратная победительница всеукраинского конкурса "Коронация слова". Главный редактор журнала "Караван историй".

Знатоки определили по уровню автомобилей, что фестиваль становится проще,
и тусоваться на нем настоящие "сливки" считают уже не остро-модным

Пока журналисты закусывали, музыкантам приходилось работать. Позднее их
руководитель сказал, что не считает для себя оскорбительным радовать жующих

Спонсорам не страшен никакой дресс-код - можно посещать культурные
мероприятия сразу после тренажерного зала

Охранники "Донбасс-паласа" у входа в шахту тщательно следили, чтобы на
фестиваль не просочился никто из "лишних" представителей СМИ

Хотя журналисты пропускали их вперед, господа в дорогих костюмах
чувствовали себя неуютно в общей очереди

Тот концертный номер, что поразил луганского промышленника. Парижане в
самом деле вытворяли с инструментами что-то невероятное!

Фестивальное "закулисье" - десятки официантов и поворов из ресторана
"Африка" хлопотали, чтобы насладить публику австрийской кухней. А в прошлом
году из Австрии выписывали специального "доктора кулинарии".

Настоящих ценителей музыки потряс профессионализм французов. Кстати,
донецкие музыканты, в отличие от иностранцев, трудились не за отдельный
гонорар, а по тарифу обычного рабочего дня.

Андрей Курков подписывает свою книгу "Тонкая математика страсти",
которую я приобрела за 20 гривен. Писатель говорит, что на гонорары
украинских издательств можно протянуть ноги, благо Курков - обласкан
западной публикой
Кок
2007-10-12 10:07:52 |
Привет. Я один из "делателей" этого фестиваля. В принципе, всё здесь хорошо и правильно сказано. Только вот "Шевроле еванда" на фото принадлежит одному из работников "артёмсоли" (то ли Андрею, то ли Володе - не помню - он был там внизу в спецухе и каске с фонариком). Он на ней на работу приехал. А ещё пару лет назад Соледар был жутким депрессивным городком! |
|