Новости Украины. Новости Донецка
 
22 сентября 2008 г.
поиск: Поиск
    Политика
    Экономика
    Социум
    Криминал, правоохранители, коррупция
    Земельный дерибан и рейдерство
    Чёрное золото
    ЖКХ-ликбез
    ЕВРО-2012
    ПРоФФесор форева!
    Персоналии
    Есть такое мнение
    Муниципалитет и Громада
    Города и веси Донбасса
    О СМИ и свободе слова
    Репортажи и фоторепортажи
    Обращения к власти
    Интервью


Загрузка...
РАБОТА И КАРЬЕРА
Загрузка...
Загрузка...


 

Публикации /

05.09.2008 В прицеле Москвы

Последние события в Южной Осетии и Абхазии не то чтобы заставляют Киев пересмотреть формат своих отношений с Москвой, а, скорее, говорить о тех рисках для национальной безопасности Украины, которые до последнего времени рассматривались чисто теоретически, теперь – они вполне реальны.

Говоря сегодня о взаимоотношениях с Россией, официальный Киев достаточно часто и обоснованно констатирует неадекватность поведения Москвы.

Отвечая соответствующим образом, понемногу отходя от политики "молчания и терпения", Украина все чаще "показывает зубы" в ответ на многочисленные обвинения и прямые угрозы Кремля. Стоит признать: Киев явно прогрессирует в формировании своей внешней политики по отношению к России.

Вместе с тем нынешние "успокоительные" заявления Кремля, в частности Путина, о "признании" Украины и отсутствия к ней территориальных претензий, явно относятся к тактическим ходам. Едва ли Украине стоит забыть о тенденции "собирания русских земель".

…Сегодняшняя Россия и Россия 90-тых, – это две разные страны. Базовые государственные принципы, конечно, неизменны, пожалуй, с конца XIX века.

Но период слабости, в том числе власти, из-за шока после распада Союза заставили Россию на время скрыть – но нет, отнюдь не забыть! – о своих извечных амбициях и страхах перед внешним миром, на которых издавна строилась и строится внешняя политика этого государства.

Чтобы понять, что собой представляет Россия сегодня и как с нею следует себя вести, необходимо осознать эти амбиции и эти страхи. Нынешний главный недостаток внешней политики Украины в отношении своего северо-восточного соседа – как раз решение сугубо тактических задач без разработки и осуществления серьезной стратегии, которую без глубокого анализа просто не выработать.

С первого взгляда может показаться, что кремлевская власть также действует безо всякого намека на стратегию, пытаясь бессистемно реализовать свои амбиции, зачастую не особо подкрепленные политическим весом и возможностями.

И создается устойчивое впечатление, что сегодня внешняя политика России строится на сиюминутных настроениях первых лиц, не способных к серьезной дипломатии, и реализующих в официальных заявлениях любое свое недовольство и раздражение кем-либо, что в современном мире не может себе позволить и страна с мощной военной составляющей и весом на международной арене. Это отнюдь не так.

С одной стороны, действительно, при правлении Путина, Россия умудрилась рассориться чуть ли не со всеми своими соседями и прежними союзниками. С другой, стоит понимать, что на данном этапе Кремль после периода слабости решает главную задачу – возвращение доверия россиян как обязательного условия построения нынешней, говоря западным языком, "экономической диктатуры".

То есть – авторитарного государства с полной цензурой СМИ, отсутствием защиты многих основных прав человека, присущих демократическому государству, при существующей рыночной экономике.

На этом фоне внешняя политика становится второстепенной, более того, она служит выполнению первой задачи. Кремль умело манипулирует менталитетом и чаяниями россиян, всего российского общества, долгое время испытывавшего беспомощность, унижение и оскорбительное бессилие.

И в этом плане его внешнеполитическая неадекватность, включающая и, например, угрозы в адрес Украины, при всех негативных для федерации последствиях в перспективе, сейчас дает значительный лимит доверия от россиян.

Поведение России на международной арене по отношению к странам, которые не признают ее лидерства безоговорочно, строятся на одних и тех же мотивах. Это – желание доказать любым способом собственную значимость и добиться признания российской "успешности" и даже "исключительности", крайняя подозрительность и желание видеть во всех подряд врагов или, по крайней мере, недоброжелателей.

Кстати, знаменитые "имперские амбиции" России – лишь следствие, вытекающее из перечисленных мотивов. Столетняя неприязнь России к США строится на том, что именно Соединенные Штаты все это время либо играли ключевую роль в национальном унижении россиян, либо наиболее ярко демонстрировали свое цветущее благосостояние в моменты упадка России, что для нее было равнозначно унижению.

Нынешняя неприязнь к Украине строится на таком же российском чувстве национального унижения от суверенности и независимости бывшего сателлита, его способности (и реализации такой способности) к осуществлению собственной внешней политики, независимой или даже идущей вразрез с политикой Москвы.

Как же следует вести себя в такой ситуации Украине в дальнейших отношениях с Российской Федерацией? При этом стоит сразу заметить, что вне зависимости от "цвета власти", Киеву ни в коем случае нельзя идти на политическое сближение с Москвой путем участия в различных "дружеских" проектах России.

Амбиции и стереотипы поведения Кремля не позволяют допускать существования форматов союзничества с Россией на равных.

В любом случае Кремль в таких союзах будет любыми силами и средствами изначально добиваться роли если не сюзерена, то полного и безоговорочного "альфа-лидера". Категорически отвергая при этом возможность любого полноправного партнерства в рамках общего экономического, политического, военного объединения, вне зависимости от превалирования какой-либо из этих составляющих.

И пресекая любую попытку самостоятельности или даже просто отстаивания собственного мнения. Яркий пример тому – отношения России с Беларусью.

Одновременно тем, кто союзничает с Россией, необходимо также помнить, что не может существовать такой договорной базы, которую Москва не смогла бы проигнорировать, преследуя свои тактические интересы.

Следует ожидать, что любые шероховатости в двусторонних отношениях немедленно отразятся на деятельности всего союза с участием двух стран – России и ее оппонента. И дело вовсе не в какой-то неуемной тяге Москвы к коварству и предательству.

В любой союзнической среде, несмотря на степень лояльности к себе, Россия изначально определяет тех, кто значительно слабее, и тех, кто может составить конкуренцию, пытаясь любой ценой доказать последним собственное превосходство.

И одновременно не представляя себе возможности идти на какие-либо уступки, несмотря на последующую возможную выгоду от такого тактического шага, считая это единственно свидетельством ее слабости, которой все так якобы жаждут.

Россия может уступить только более сильному, всенепременно затаивая злобу и лелея мечты о реванше. Слабому Россия не уступит никогда. На таких принципах, естественно, никакой полноценный союз (если говорить о равноправии союзников) невозможен. Пример – кризис СНГ.

В целом видятся две модели поведения Украины с Россией. Первая – евроатлантическая, к которой Киев вполне резонно сейчас так стремится.

Эта модель предусматривает резкий "набор" политического веса Украиной в связи с получением статуса полноправного члена Североатлантического альянса, что оградит, по крайней мере, от военных угроз со стороны соседа.

Недостатком этой модели является то, что в период до присоединения к Плану действий относительно членства в НАТО (а не исключено, и в промежуток времени от присоединения к ПДЧ до полноправного членства) Украина практически беззащитна.

Засвидетельствовав практическими действиями, что он стремится в любом случае примкнуть к лагерю противников (или, если угодно, оппонентов) России в лице НАТО, Киев вызывает раздражение у Москвы, которая видит в этом как утерю бывшего когда-то сателлита, так и усиление "вражеского" для нее блока.

Воспринимая это как недопустимое для нее проявление слабости, Россия способна к неадекватным действиям, что делает Киев крайне заинтересованным в скорейшем вступлении в НАТО.

Вторая модель поведения – нейтральная. Построение сугубо рыночных отношений с Россией с постоянным игнорированием любых политических провокаций, четким соблюдением двухсторонних договоренностей и демонстративным отсутствием склонности к выступлению в какой-либо союз, могло бы со временем отбить у Москвы упорное желание вмешиваться во внутренние дела Киева.

Но при этом стоит знать, что любой внешнеполитический шаг Киева будет находиться под придирчивым оком Кремля, и любой поступок, который можно истолковать двояко, будет обязательно истолкован в Кремле как наносящий урон российским интересам. С последующими санкциями и угрозами.

Еще один недостаток этой модели – полное отсутствие гарантий безопасности Украины. Вовсе не факт, что, избегнув угрозы возникновения "сильной Украины" путем принуждения ее к отказу от евроатлантической интеграции, Кремль не пойдет дальше. А именно – не уготовит ей роль своего сателлита, принуждая к следованию в фарватере российской политики.

Наоборот, такое желание Москвы вполне предсказуемо. Остро нуждаясь в поддержке, Россия, как указывалось выше, не способна к построению "нормального" союза, и любыми силами стремится к образованию "карманного" блока, в котором Украина со своей территорией и ресурсами более чем желанна.

В случае же решения конфликтных ситуаций Украине особо рассчитывать на поддержку извне не стоит. Ведь как ЕС, так и НАТО в обозримом будущем будут сосредоточены на решении нынешних внутренних проблем и противоречий, а ООН за последние десятилетия слишком себя дискредитировала как организация с крайне низкой эффективностью, чтобы всерьез ожидать от нее помощи.

"Полноценный" нейтралитет с сохранением гарантий безопасности Украина может строить только в одном случае: при возвращении ей статуса ядерной державы. Но это столь сложный (скорее даже лишь в дипломатическом, а отнюдь не в научно-технологическом плане!) шаг, что едва ли сейчас Киеву хватит политической воли его сделать.

Ясно одно: на данном этапе развития отношений Украина должна быть крайне осторожна. С одной стороны, спасением было бы получение членства в НАТО, что позволило бы в диалоге с Россией требовать к себе уважения и соблюдения норм международного права.

С другой, даже в этом случае выяснения отношений не избежать – проще всего было бы, не смотря на болезненность, провести полную ревизию украинско-российской договорной базы, и строить отношения с нуля.

При этом гибко используя поводы, которые дает Россия своей активной реформацией международных договоров с ее участием, и ни в коем случае не продолжая механически действие заканчивающих свой срок документов.

Сейчас необходимо понимать, что истинные причины неадекватности России слишком глубоки, чтобы можно было бы их устранить как помеху в двухстороннем диалоге.

Потому необходимо стремиться избежать максимально возможного количества поводов для раздражения Кремля, ни в коем случае не позиционируя себя в роли постоянного оппонента и не стесняясь засвидетельствовать свою поддержку России в случаях, когда это соответствует национальным интересам Украины.

Но при этом всегда помнить: действительно совпадающих целей внешней политики наших двух государств, несмотря на кажущуюся их схожесть, на самом деле, к сожалению, очень и очень мало.

Дмитрий ТЫМЧУК, эксперт Центра политического анализа "Стратагема", для УП

PRO-TEST


обсудить в форуме



  Введите здесь результат операции


Гость
2008-09-20 12:23:59
Ну ник Харьков явно в захвати от лубянских. Наверное он и сам такой
Посторонний
2008-09-13 04:39:21
Вам не страшно жить в Украине с такими гражданами как Харьков 2008-09-08 02:20:40?
Харьков
2008-09-08 02:20:40
В России у руля два умнейших парня. А Вы пытаетесь выдать желаемое за действительное. Вы хоть и эксперт, но эксперт в антироссийской области. Сейчас, куда ни глянь, везде эксперты. Вот и я тоже. Чем сильнее Россия, тем громче зубной скрежет в виде Вашего. А советы Вы не в интернете выкладывайте, а напрямую направляйте руководству Вашей так называемой страны.
Гость
2008-09-06 09:58:30
Ничего не добавишь
Гость
2008-09-06 09:58:00

Предыдущие публикации

05.09.2008 Момент Лжеистины / Политика

По признанию Ющенко в его телерыдании народу, настал «момент істини”. И хотя Гарант попытался изобразить, так сказать, хорошую мину при плохой игре, разъяснив, что эта истина, мол, касается не его персонально, а „кожного з вас і для країни в цілому», это вряд ли кого введет в заблуждение. Всем понятно, что он вплотную занялся развалом демократической коалиции. Но все же вошедший в раж Виктор Андреевич дожал нунсовцев, дабы обеспечить необходимое для легализации разгрома коалиции фракционное большинство.

04.09.2008 Что вчера сказала Тимошенко (тезисный анализ) / Политика

Глава правительства, отказавшаяся вчера комментировать политическую ситуацию в стране на заседании Кабмина, озвучила свою точку зрения по этому поводу в обращении к народу, прозвучавшем в семь часов вечера. Она, по сути, стало ответом на спич Президента, который вышел в эфир в полдень. Главный месседж Тимошенко – мира на условиях Президента, на основе его понимания «государственной линии» не будет. Премьер готова к войне и полна решимости эту войну выиграть.

03.09.2008 Виктор Балога ждет смерти от Юлии Тимошенко / Политика

В мае 2007 года, когда в секретариате президента все еще верили в искренность помощи Юлии Тимошенко во время роспуска Верховной Рады, Валерий Гелетей сделал сенсационное заявление о, якобы, готовящемся покушении на лидера БЮТ. При этом Гелетей очень подробно рассказывал, что организаторы убийства должны были его выставить так, что к преступлению оказался бы причастен глава секретариата президента Виктор Балога. Но вряд ли тогда кто-нибудь мог поверить, что через полтора года ситуация повторится с поразительной точностью, но уже в диаметрально противоположном направлении. Теперь уже сама Юлия Тимошенко может стать обвиняемой в покушении на Виктора Балогу.

02.09.2008 Политическая мода 2009-2010: для украинского электората / Политика

Наверно, сегодняшние дни можно назвать началом активной фазы политической борьбы за президентскую власть в Украине. К такому выводу подталкивает сама политическая ситуация, сложившаяся под давлением основных политических сил внутри украинского государства. На языке военных это называется «овладеть инициативой». Для этого одними обвинениями в адрес своих потенциальных конкурентов не отделаешься. Нужна хорошо продуманная стратегия, позволяющая вести борьбу за электоральные голоса по всему фронту, а также за его линией, там, где традиционно голосовали не «за», а «против».

01.09.2008 Соблазн для тата, который love... / Политика

Прокатилось вот в прессе сообщение о том, что самый записной патриот нашей страны, он же по должности Президент, отдал своего младшенького в англоязычную школу в его 4,5 годика. Так что есть большая надежда на то, что вскоре, когда Виктор Андреевич отважится-таки баллотироваться вторично на пост главы государства единым демократическим кандидатом от Балоги и Ахметова, невзирая на свой провальный рейтинг, страна услышит в каком-нибудь рекламном ролике сыновий лепет вроде «Мій тато love Ukraine дуже very” – как подтверждение непоколебимой патриотичности семьи Ющенко, что и подвигнет умилившегося избирателя отдать за него свой голос.

 
Новости Украины Публикации Письма читателей Политические анекдоты Справочная информация
Форум
© 2007, PRO-TEST.   Создание сайта студия XOR    RSS    Контакты