07.12.2007 Банковая начала матч на титул премьер-министра
Гроссмейстер сыграл е2 — е4…
Последний матч великого турнира за титул чемпиона «Печерского треугольника» стартовал неожиданно для большинства участников. Еще в среду вечером все гадали: какой будет стратегия Банковой в ближайшее время? Основных вариантов рассматривалось всего два: либо постараться протолкнуть через парламент с помощью БЮТ предусмотренный Коалиционным Соглашением пакет очень непростых законопроектов; либо плюнуть на законопроекты и сразу приступить к плавному сворачиванию темы премьерства Тимошенко, ссылаясь на невыполнение этого ключевого пункта Соглашения.
А к утру четверга неожиданно выяснилось, что Президентское представление на Юлию Тимошенко уже лежит в парламенте. Такой дебют исторической партии изумил и насторожил буквально всех, начиная с самой счастливой номинантки. Действительно, ни Юлия Владимировна, ни Александр Валентинович Турчинов, комментировавшие в течение дня разворачивающиеся события, о «победе демократии» не говорили и, если и радовались, то радость свою очень тщательно скрывали.
Прежде всего, неясно, в какую игру, собственно, в этой партии предложено играть: в шахматы? в шашки? в поддавки? Или, вообще, — в «чапаева»? Два последних предположения пока что выглядят наиболее вероятными. Еще ведь гомеровский герой предупреждал соратников: «бойся данайцев, дары приносящих». А «представление» стало если не «даром», то уж точно большой неожиданностью.
Еще накануне Виктор Ющенко требовал точного соблюдения Коалиционного Соглашения, и как раз подчеркивал, что формирование Кабмина никак не возможно, покуда не приняты 12 законопроектов — жизненно важных для Украины (или, во всяком случае, для Президента и его Секретариата). Но поутру Банковая широким жестом полностью сменила тщательно прописанный сценарий «премьериады». При этом глава государства горд (через пресс-службу, разумеется), что выполнил свое обещание — и Тимошенко «не залежалась у него на столе».
Ряд политологов поспешили заявить, что Банковая сделала шаг навстречу своим коллегам-оппонентам по коалиции, которые не очень доверяли обещаниям о возможном премьерстве Тимошенко — мол, вот оно, «подання», есть. Теперь — слово за БЮТом. И — чем быстрее, тем лучше. Однако когда шум несколько поутих, стал слышен негромкий голос свежеиспеченного спикера Арсения Яценюка, который напомнил всем заинтересованным, что на принятие исторического решения у народных избранников всего пять дней.
Действительно, в п.3 ст. 20 гл. 32 Регламента Верховной Рады прямо сказано: «Верховна Рада розглядає питання про призначення Прем'єр-міністра України… не пізніше ніж у п'ятиденний строк з дня внесення відповідного подання Президентом України».
Таким образом, не позднее вторника (11 ноября) парламент ОБЯЗАН провести голосование по кандидатуре Тимошенко.
При этом Банковая устами Виктора Балоги еще раз напомнила, что ДО голосования за премьера коалиция должна принять 12 законопроектов, предусмотренных Коалиционным Соглашением. Напомним, о каких (и впрямь очень непростых) решениях идет речь. Приложение 1.0 к Регламенту Коалиции гласит:
Перелік законопроектів, які необхідно розглянути і прийняти у Верховній Раді України до розгляду питання про призначення Прем’єр-міністра України:
1. Про внесення змін до Конституції України (щодо скасування недоторканності народних депутатів України).
2. Про внесення змін до Закону України «Про статус народного депутата України» (щодо скасування недоторканності народних депутатів України, а також скасування пільг та компенсацій для народних депутатів України).
3. Проект Закону України «Про Кабінет Міністрів України».
4. Про опозицію.
5. Про імперативний мандат.
6. Про внесення змін до деяких законодавчих актів України (щодо призначення позачергових виборів до Київської міської ради та Київського міського голови) та проекти відповідних постанов Верховної Ради України.
7. Про внесення змін до Закону України «Про місцеві державні адміністрації» (нова редакція).
8. Про внесення змін до Закону України «Про місцеве самоврядування» (у частині розширення повноважень та підвищення відповідальності органів місцевого самоврядування).
9. Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо визначення статусу окремих державних органів (у частині позбавлення деяких органів статусу центральних органів виконавчої влади та більш чіткого визначення їх функцій).
10. Про внесення змін до Закону України «Про внутрішні війська України» (нова редакція).
11. Про закупівлі товарів, робіт і послуг за державні кошти.
12. Про Статут ГУАМ.
Ситуация, мягко говоря, не лишена своеобразной пикантности. Ведь каждый законопроект, как того требует Регламент ВР, ОБЯЗАН пройти процедуру изучения в профильном комитете парламента (а комитеты, напомним, еще даже не «поделены»). Кроме того, по ряду законопроектов еще нет согласия внутри коалиции. Наконец, часть коалиционных законопроектов вообще — еще не зарегистрирована в Верховной Раде!
На этом фоне не стоит особенно заморачиваться на подробностях. Вроде того, что пункт 1 «Перечня» — «внесение изменений в Конституцию», соответственно, и проходить должен по процедуре конституционных изменений. А, значит, может утверждаться лишь в два этапа. Причем окончательное голосование возможно лишь на парламентской сессии, следующей после той, которая примет конституционный акт в первом чтении. И для окончательного утверждения необходимо конституционное большинство.
Таким образом, возникает коллизия — с одной стороны, ВР обязана рассмотреть кандидатуру премьер-министра в течение 5-ти дней, но, с другой стороны, коалиция не должна голосовать за премьера, кандидатуру которого предложила Президенту, до выполнения условий коалиционного соглашения, а именно — принятия дюжины законопроектов. Правда, как оказалось, уже и не дюжины — еще в среду Президент потребовал от Рады помимо 12-ти законопроектов принять еще и Бюджет-2008. Какой, каким правительством подготовленный, и, главное, каким правительством он должен быть принят к неукоснительному исполнению — остается загадкой. Тем не менее, Виктор Андреевич, похоже, и впрямь горд тонким ходом своей политической мысли — формально он не только выполнил свое обязательство, но даже и как бы сказал свое веское слово. А если слов оказалось не одно, а несколько, и согласовать их между собой представляется крайне затруднительным — так это не в первый раз, и вообще не его забота.
В то же время часть депутатов фракции НУНС уже заявила, что откажется поддержать кандидатуру Тимошенко ДО голосования по законопроектам, даже если Президент будет настаивать.
Похоже, в новом сценарии Банковой прописана приблизительно такая картина: Президент, что бы ни говорили клеветники и злопыхатели, предельно оперативно внес кандидатуру Тимошенко в парламент. И даже (предел толерантности и доброжелательности!) не возражает против того, чтобы голосование по её кандидатуре состоялось ДО принятия коалиционной дюжины законопроектов. Таким образом, создается коллизия, прикрываясь которой часть депутатов БНУНСа может НЕ голосовать за премьера — во имя верности как раз духу и букве Коалиционного Соглашения.
Впрочем, это только предположение. Возможно, имеются и еще более тонкие резоны, недоступные пониманию простых журналистов. Но ведь еще великий военный теоретик Карл фон Клаузевиц учил: самое гениальное, но сложное решение заведомо хуже, чем любое другое — более простое, даже если оно вообще не «гениальное».
Ведь, в конечном счете, все сводится именно к тому, проголосуют ли за Тимошенко ВСЕ депутаты БНУНС, и если не ВСЕ, то — сколько именно голосов она не досчитается. И при этом всех, кто считает, что Виктор Ющенко ОБЯЗАН добиваться премьерства для своей соратницы (а таких немало в пропрезидентской фракции), сложности хитропридуманной интриги ничуть не обманут. Зато тех, кто за Тимошенко голосовать не хочет (а таких, как известно, как минимум 7 депутатов) вся эта утонченная комбинация может только сбить с толку.
А что, если, к примеру, на восходящую звезду Юлии Владимировны уже переориентировалось значительно больше БНУНСовцев, чем полагают гроссмейстеры на Банковой? Или, о чем в последнее время много писали — если у Юлии Владимировны «в рукаве», действительно, «спрятаны» полтора десятка запасных пешек — от КПУ, Блока Литвина и даже от «регионов»? Кто-то впоследствии сможет заявить, что это был вопиющий пример той самой «политической коррупции», которую так страстно обличала Юлия Тимошенко — и, возможно, будет прав. Не знаю, готовы ли Ющенко и Балога принять эту правоту в качестве утешительного приза.
Евгений ДМИТРУК, Новые Грани
PRO-TEST
|