03.11.2006Семен Глузман: В противостоянии коррупции определяющим фактором является прозрачность власти
Хороший законодатель ограничивается тем, что переписывает в текст уже существующие явления общественной жизни. Плохой законодатель также ничего нового не выдумывает, но портит уже существующие тексты.
Очень плохой законодатель создаёт тексты законов, которые в силу объективных причин попросту не могут исполняться.
Мы знаем «тарифы» за место в парламенте и в обладминистрации, за освобождение убийцы или насильника из-под стражи, за хирургическую операцию, за место судьи, за статью в газете, за «услугу» мордоворота в подъезде, за «слив» информации из органов…Наши зарубежные доброжелатели, без всякого сомнения — искренне хотят побороть нашу национальную гордость — мадам Коррупцию. Слова на нас не действуют, решили помогать деньгами.
Судите сами. $500 тыс. собирается дать Япония, $20,9 млн. — Европейская комиссия, $45 млн. — США на двухгодичную антикоррупционную программу. Кроме того $13,4 млн. из США — на противодействие коррупции в украинских правовых институтах и ещё $4,9 млн.— на снижение коррупции в наших судах… Увы, не следует радоваться. Ситуация в стране не изменится. Боюсь, как бы не стало ещё хуже. Деньги-то получат именно они, профессиональные борцы с коррупцией в судебных и прочих правоприменительных органах. Помните традиционную для советских телеэкранов в 60-е годы прошлого века «нанайскую борьбу»? Где один актёр в специальном костюме имитировал рукопашную схватку двух маленьких оленеводов… Без победителя и побеждённого.
Первое и главное основание моего пессимизма: импотент может симулировать оргазм, но не способен испытать его; облечённые властью наши сограждане могут имитировать ненависть и презрение к коррупции, но не могут бороться с ней (т.е. с самими собой). Второе, но не второстепенное: для борьбы с коррупцией нужны не деньги, а политическая на то воля, а наши «руководящие товарищи» таковой не имеют.
Проблему коррупции давно заговорили. Сотни «круглых столов», семинаров с зарубежным участием, весьма дорогостоящих конференций, докторские и кандидатские диссертации, тысячи газетных статей… А в стране, судя по наполнению тюрем и колоний, фактически не существует «беловоротничковой преступности». Редкие попытки коррупционных дел рассыпаются в судах. Подобно героям гениального Свифта, всерьёз обсуждавших правомерность вскрытия куриного яйца с тупого или острого концов, наши юридические мудрецы спорят о форме и месте специального нового органа для борьбы с коррупцией, аналогичного ФБР… Пожалуй, опасные споры, — тем, что уводят от существа проблемы. В стране с 50% теневой экономикой и телефонным правом не имеет значения, кто наденет мундир Главного Борца с коррупцией.
Специалисты знают: в противостоянии коррупции наказание не является определяющим по эффективности фактором. Посмотрите на Китай: там за это казнят, а результат — растущие «тарифы» с учётом риска для жизни чиновника. Определяет атмосферу другое — прозрачность власти. От офиса Президента до мэрии городка. Если в стране такой прозрачности нет, если правоохранительные органы видят мелкого воришку, но не замечают сознательного банкротства миллиардных предприятий, коррупция чувствует себя комфортабельно и уверенно. Профессор Кристи, норвежский криминолог, по подобному поводу заметил: сами по себе действия не являются преступлениями, они признаются таковыми либо не признаются.
В деле минимализации коррупции не существует единственно правильного и простого решения. Ясно одно — терпимость к коррупции ведёт к экономическому коллапсу в стране. С каждым годом, с каждым месяцем мы всё ближе к этому. Существует лишь один способ уйти от этой беды — научным языком это называется экономической амнистией. Нужно простить укравших миллионы и миллиарды. Горький, несправедливый способ. Увы, единственно эффективный. Мы не можем ждать добровольного покаяния от тех, кто оказался удачливым и успешным. Как сказано св. Амвросием: «Я нашёл, что легче встретить сохранивших невинность, чем способных раскаяться».
АКМ
От редакции "PRO-test.org.ua" Позволим себе не согласится с некоторыми тезисами видного научного деятеля, особенно с тем из них, который был озвучен в последнем абзатце.
Во-первых, люди с "политической волей", способные на решительные действия, среди украинских "руководящих товарищей" есть. Соль в том, что остальные "руководители", которых больше, не хотят видеть их во власти. По-крайней мере, один решительный "товарищ" имеется уж точно - это Юлия Тимошенко. Что и было доказано во время так называемой "реприватизации" "Криворожстали". В ходе всего процесса большинство политиков активно "не способствовали" Тимошенко, а по окончании процесса с "позитивчиком" в виде 24 млд. грн. еще большее их количество, включая и некоторых ярых противников "реприватизации" поспешили урвать часть успеха Тимошенко себе.
Во-вторых, вряд ли можно назвать "экономическую амнистию" - единственным эффективным способом борьбы с коррупцией. Даже детям известно, что,не накажешь вора, он, как и вдохновленные его примером, своруют еще не единожды. Кроме того, данный тезис Глузмана не подтверждается опытом развитых стран. Именно поэтому там периодически имели место громкие судебные процессы, когда к ответственности привлекались "всемогущие" преступные лидеры, которые строили свои "капиталы на крови" не один десяток лет назад. У нас же таких прецендентов почему-то не "видбувалось".
Другой вопрос - как наказывать. Помнится, Тимошенко предложила тем, кто провел в предыдущие, перед "оранжевой революцией", годы незаконную приватизацию, элементарно заплатить разницу между истинной и фиктивной ценой и работать дальше. По-нашему мнению, достаточно справедливый и гуманный метод "наказания".
И самое главное. Если "простить укравших миллионы и миллиарды", откуда возьмутся деньги в обнищавшем уже давно бюджете страны?!
Назначение Виталия Гайдука секретарем СНБОУ стало заключительным аккордом в формировании команды президентской надежды. В приглашении Виктором Ющенко Виталия Гайдука, в общем-то, странного ничего нет. Их связывает как совместная работа в прошлом, так и консультационно-спонсорские отношения в настоящем. Куда интереснее: почему предложение принял человек, способный обеспечить себе и нескольким поколениям Гайдуков спокойную и весьма обеспеченную жизнь? Кто-то считает, что Виталий Анатольевич таким образом пытается защититься от возможной бизнес-агрессивности политических земляков. Кто-то — что один из самых состоятельных людей страны пошел во власть за деньгами...
{mosimage} Как вы прокомментируете слухи о том, что вы близки к Ринату Ахметову? В частности, поговаривают, что ваш бывший шеф в Донецкой областной ГНА Александр Папаика был креатурой “ИСД”, а вы, соответственно, “СКМ”…
- И то, и другое не соответствует действительности. Я могу сказать, что знаю всех значимых людей, имеющих отношение к промышленности в Донецкой области. Но я в основном работал с руководителями, а не с собственниками предприятий. С собственниками же встречался редко, только в случае необходимости...